Русская Испания


Регистрация компании в Испании

Учреждение и регистрация фирмы в Испании

Этапы учреждения и регистрации бизнеса в Испании

Возможности ведения предпринимательской деятельности на территории Испании иностранцами, как резидентами, так и нерезидентами страны регулируются действующим законодательством страны.

Одной из сравнительно немногих возможностей ведения экономической деятельности на территории Испании для иностранцев является создание здесь юридического лица.

Процесс создания юридического лица проходит в несколько этапов:

Бронирование названия фирмы в Центральном Торговом Реестре Испании.

Необходимо для получения сертификата о праве на название компании – Certificado de Denominación Negativo. В Испании двум разным компаниям невозможно иметь одинаковое название, поэтому непосредственно перед процессом регистрации компании необходимо подобрать свободное название и забронировать его сроком на три месяца, на основании чего и получить соответствующий сертификат на владение этим названием. Право на уникальное название фирмы сохраняется в течении трех месяцев с возможностью продления еще на три. То есть в течение следующих 6-и месяцев с момента выдачи сертификата, необходимо приступить к учреждению и регистрации компании.

Получение NIE – идентификационного номера иностранца в Испании.

Гражданам Испании и иностранцам, имеющим здесь ВНЖ, данный документ не требуется. Лицам-нерезидентам, ранее уже получившим NIE следует учесть, что данный документ имеет срок годности, и если с момента получения NIE прошло более трех месяцев, то документ следует «обновить» в испанской иммиграционной службе. Для участников компании и ее администраторов наличие идентификационного номера – обязательно.

Посещение налоговой инспекции.

Лицам, имеющим гражданство Испании или ее резидентам, уже стоящим на налоговом учете, этот этап так же не требуется. Однако нерезиденты (либо их легальные представители) перед регистрацией компании должны посетить налоговую инспекцию для постановки на первичный налоговый учет, для чего необходимо заполнить специальный документ по форме Modelo 030.

Открытие банковского счета.

Делается для получения временного расчётного счёта компании, с целью внесения уставного капитала. Для открытия счета потребуется представить Сертификат о праве на название компании. После открытия счета и внесения уставного капитала банк выдает соответствующий сертификат — Certificado del Desembolso Efectuado.

Юридический адрес фирмы.

Для регистрации компании потребуется наличие юридического адреса. Он может быть реальным – по месту фактического нахождения компании, или номинальным – например, по месту нахождения юридической компании, оказывающей вам соответствующие услуги.

Подготовка пакета учредительных документов компании.

К уставным документам компании относятся Estatutos и Escritura de Constitución. Работу по составлению этих документов (как и предыдущие) лучше поручить юристам – профессионалам по корпоративному праву.

Оформление нотариального акта об учреждении компании.

Следующий этап – подписание пакета уставных документов у нотариуса. Нотариус проверит корректность предоставленных данных, соответствие их испанскому законодательству и заверит и оформит нотариальный акт регистрации компании.

Постановка компании на учет в Налоговую Инспекцию.

Следующий важный этап — постановка на учет в налоговые органы. С нотариально заверенными актами об учреждении компании вам надлежит обратиться в местную (согласно почтовому индексу и юридическому адресу компании) Налоговую инспекцию (Agencia Tributaria). Налоговая присваивает фирме временный фискальный номер NIF.

Регистрация компании в Registro Mercantil – Торговом Реестре Испании.

В зависимости от формы юридического лица занимает от трех дней (в случае регистрации по ускоренной схеме) до одного месяца (при регистрации акционерных обществ).

Получение постоянного налогового номера.

После получения документов из Торгового Реестра необходимо снова посетить налоговую инспекцию для получения постоянного налогового номера. Он будет тем же самым, но уже с постоянным статусом.

Получение цифрового сертификата.

Для активации счета в банке и получения доступа в к электронной налоговой отчетности следует оформить Цифровой сертификат. Его можно получить в специальном административном органе — Casa de la Moneda y Timbre.

Активация компании в налоговых органах.

Получив Цифровой сертификат, его необходимо активировать в налоговой инспекции. После активации вы получаете доступ к сайту налоговой инспекции, куда в электронном виде направляется документ по форме Modelo 036.

Активация банковского счета.

Необходимо представить соответствующие постоянные документы из налоговой в банк, где был открыт ваш временный банковский счет и где находятся внесенные средства уставного капитала компании. Некоторые банки требуют предоставить так же дополнительные документы на учредителей компании, бизнес-план и т.д.

После предоставления документов, в течении нескольких дней вы получаете доступ к счету и возможность заниматься бизнесом, оплачивать счета, платить налоги – т.е. заниматься той деятельностью, для которой и создавалась ваша компания.

Впереди предстоит сделать еще несколько шагов – регистрация администраторов и работников компании в органах страхования (Seguridad Social), заключение договора обслуживания с аутсорсинговой бухгалтерской компанией и т.д, но эта деятельность собственно уже не относится к процессу регистрации компании.

В целом, надо признать, что процесс регистрации юридических лиц в Испании (особенно первичный), достаточно сложен и забюрократизирован. Велики шансы сделать что-нибудь неправильно и подвергнуть свою новую компанию риску штрафных санкций, проблем в банке и налоговых органах. В связи с чем, настоятельно рекомендуем доверить эту работу профессионалам.

Адвокаты нашей компании оказывают высокопрофессиональные услуги по регистрации компаний в Испании и всему сопутствующему процессу, связанному с вопросами регистрации.

Обратившись к нам за услугами, вы получите готовый продукт в кратчайшие сроки, а так же все необходимые консультации по особенностям регистрации и функционирования юридических лиц в Испании.


В данном разделе мы хотим предоставить вам информацию о новом способе регистрации коммерческой компании в Испании.

Хотите начать свое дело в Испании? Тогда вам будет полезно это знать.

Информация подготовлена при помощи наших партнеров из мадридской коллегии адвокатов «PREVISIÓN LEGAL ABOGADOS».

Как известно, еще в декабре 2010 года был принят новый закон, предусматривающий специальную процедуру создания и регистрации фирмы в более сжатые сроки и с наименьшими экономическими затратами на оформление (Королевский Указ - Real Decreto 13/2010 от 3 декабря 2010 года).

Новый способ характеризуется целым рядом особенностей.

Во-первых, все основные этапы процесса регистрации осуществляются в электронной форме (через интернет). В результате этого значительно сокращаются сроки процесса регистрации, поскольку не тратится время на пересылку оригиналов документов в бумажной форме.

Во-вторых, в центре всего процесса регистрации оказывается фигура нотариуса, который осуществляет и координирует многие из основных стадий процесса.

В-третьих, для того, чтобы создать фирму по новой процедуре, устав фирмы может быть только типовой, по схеме, принятой Министерством Юстиции.
 
Учреждение законом нового способа регистрации бизнеса первоначально вызвало множество вопросов относительно его практического применения, а потому было сразу внедрено на практике. Однако вслед за принятием закона последовал выпуск норм и рекомендаций относительно его применения, и в настоящий момент новый порядок применяется на практике без каких-либо проблем, и с каждым разом в большем объёме.

Правда, идут слухи о том, что срок действия этого закона не будет особо долгим, поскольку его применение повлекло за собой значительное снижение регистрационных сборов, вызвав недовольство официальных регистрационных палат. Тем не менее, пока это всего лишь слухи, и у вас есть возможность зарегистрировать фирму по новой форме, то есть гораздо быстрее и дешевле (в два-три раза), чем раньше.

В данной статье мы ознакомим вас с тем, как по новому закону можно зарегистрировать Общество с Ограниченной Ответственностью (sociedad de responsabilidad limitada – сокращённо SL или SRL).

Общество с ограниченной ответственностью - это самая распространённая юридическая форма, к которой прибегают для создания фирм для малого и среднего бизнеса.

Её основные характеристики: 

-Ограниченная ответственность его  участников (socios), которые только рискуют своим вкладом, внесённым в уставной фонд предприятия. 

-Минимальный размер уставного капитала составляет 3.006 евро. Эта сумма разделена на доли (participaciones) между всеми участниками.

Уставной капитал необязательно создаётся путём внесения денежных средств на банковский счёт, в качестве уставного капитала могут вносится и основные средства производства, движимое и недвижимое имущество, которое учредители оценивают в определённую сумму.

Главным органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание участников. Оно занимается решением следующих вопросов: назначение органа управления предприятием, утверждение годового отчета, изменение устава, уменьшение или увеличение капитала, назначение администратора и любые другие вопросы, предусмотренных законом или уставом. 

Другим органом SL является должность администратора (Administrador), то есть единоличного или коллегиального исполнительного органа, назначаемого общим собранием участников.

Администратор отвечает за управление фирмой и представляет бухгалтерскую и иную отчётность перед общим собранием участников, которое должно созываться как минимум один раз год.

Часто учредители не понимают, как происходит процесс создания и регистрации, на этом и наживаются различные посредники, хесторы, асессоры и адвокаты, применяя неэтичную с нашей точки зрения практику, когда берутся гонорары не только за те действия, которые они произвели непосредственно, но даже и за те действия, что в действительности производит нотариальная контора.

В процессе создания и регистрации фирмы нотариальная контора произведёт и представит к оплате учредителям свой гонорар за следующие действия:


 1) Получение сертификата названия фирмы (certificado de denominacion).  Цель этого сертификата – удостоверить, что название фирмы, которую вы регистрируете, никем ранее не зарегистрировано на территории Испании, дабы избежать дублирования названий.

Этот сертификат  выдаётся Центральным Регистром (Registro Central de Denominaciones). Учредитель может предоставить до пяти возможных вариантов названия, и сертификат выдаётся на первое оказавшееся свободным  в порядке очередности списка на момент запроса.

 2) Получение фирмой предварительного налогового номера - Código de Identificación Fiscal previo– аббревиатура – CIF previo. Также в законе говорится о  том, что нотариальная контора получит и окончательный налоговый номер для зарегистрированной фирмы - Código de Identificación Fiscal Definitivo или CIF definitivo, но на данный момент, по имеющимся у нас данным, это пока не применяется, и окончательных налоговый номер должна будет получить для фирмы её хестория или другое лицо, помогающее учредителям в процессе регистрации. 

Получение окончательного налогового номера необходимо фирме для того, чтобы начать собственно функционировать, поскольку во всех счетах - фактурах (factura), как получаемых от поставщиков товаров и услуг, так и выдаваемых для клиентов,  должен в обязательном порядке фигурировать налоговый номер фирмы.

 3) Нотариальная контора оплачивает в электронной форме (через интернет) все причитающиеся регистрационные сборы (естественно, предварительно получив эту сумму с учредителей).

В зависимости от характеристик регистрируемой фирмы в процедуре регистрации имеется ряд различий, и можно выделить два вида фирм по форме их регистрации.

Первый вид – это так называемые «Семичасовые фирмы»:

Создаётся фирма в уже упомянутой форме общества с ограниченной ответственностью, обладающая при этом следующими признаками: 

1) уставный капитал должен быть в пределе  3.100 €; 

2) фирма принимает типовой устав (Estatutos), утверждённый Министерством Юстиции Испании; 

3) ни один из учредителей фирмы не является юридическим лицом, то есть все учредители являются физическими лицами; 

4) орган правления фирмы создаётся в одной из  следующих форм: один единственный администратор (Administrador Único), максимум два действующих совместно администратора (dos Administradores Mancomunados) или несколько действующих раздельно администраторов (varios Administradores Solidarios).

Нотариальный акт создания (Escritura de Constitución) общества с ограниченной ответственностью может быть подписан в день получения нотариальной конторой сертификата из Центральной Регистрационной Палаты, подтверждающего название фирмы, или же на следующий рабочий день после получения этого сертификата.

Таким образом, учредители подписывают нотариальный акт создания фирмы (эскритуру), нотариус её заверяет и сразу же посылает её в регистрационную палату через интернет. Регистрационная палата проверяет, если в процессе создания были соблюдены все законные требования,  и должна зарегистрировать фирму в течение 7 рабочих часов с момента получения документов от нотариуса.

Так называемые «Трёхдневные фирмы»: регистрация обществ с ограниченной ответственностью и уставным капиталом в размере, превышающем 3.100 евро и до 30.000 евро.

Создание такой фирмы отличается от предыдущего вида, во-первых, сроком его регистрации в регистрационной палате (приблизительно 3 дня), со дня подписи эскритуры у нотариуса, а, во-вторых, суммой нотариальных и регистрационных сборов (они немного возрастают): от 300 евро за услуги нотариуса, а так же сбор за услуги регистрационной палаты. Плюс услуги хестора, асессора или адвоката. 

Отдельный вопрос – это когда речь идёт о регистрации коммерческих компаний,  которые имеют юридическую форму, нежели общество с ограниченной ответственностью, или которые являясь по форме обществом с ограниченной ответственностью, имеют в составе учредителей юридических лиц, или чей уставный капитал превышает сумму в 30.000 евро, или чей орган правления, предусмотренный уставом, не является одним из следующих: единственный администратор, несколько независимых администраторов (в любом числе), или два связанных администратора.

Поскольку создание по новому закону фирм с такими характеристиками не очень распространено, мы не будем останавливаться на соответствующих процедурах. 

Основной вопрос с которым к нам обращаются доверители: можно ли зарегистрировать собственную фирму в Испании в максимально сжатые сроки - уложившись в сроки стандартной двухнедельной туристической поездки? Ответ простой: конечно же можно, но при условии, если начать всю процедуру регистрации и оформления заранее, как минимум за три-четыре недели до приезда в страну.


Имя фирмы в Регистре. 

В Испании существует общий Регистр наименований коммерческих предприятий. Иными словами, во всей стране не может быть двух фирм с одинаковым названием.

Проверка уникальности имени фирмы занимает приблизительно 15 календарных дней. Именно данный этап надлежит выполнить заранее, если у вас ограничено время пребывания в Испании.

С целью экономии времени и нервов, подавать лучше сразу 5 различных варианта имени, чтобы одно гарантированно прошло в регистре.


Уставный капитал. 

Минимальный капитал испанского общества с ограниченной ответственность (это наиболее доступная для нерезидентов организационно-правовая форма - аналог российского ООО) - 3.100 €.

После получения из Регистра подтверждения уникальности имени фирмы, эти деньги необходимо внести на специальный депозит в банк. Одновременно следует получить идентификационный номер иностранца (NIE - Numero Identificacion de Extranjeros). Без него продолжение регистрации будет невозможно. Обычно получение NIE занимает 2-3 дня. Получить его должны все соучредители, если их несколько. Но у фирмы может быть и один единственный учредитель.


Escritura фирмы. 

Теперь остается подготовить учредительный договор и устав новой фирмы - в Испании это один документ, а не два разных, называется он Escritura (Эскритура). Разумеется, можно взять простейший типовой устав и подписать его почти не читая и не вникая в его подробности.

Мы настоятельно рекомендуем изначально тщательно проработать этот документ, перевести его на русский язык, желательно у присяжного переводчика, продумать будущие направления деятельности компании. Ведь любое изменение в документе в будущем будет стоить почти столько же, сколько и первоначальное учреждение.

Документы об учреждении фирмы подписываются у нотариуса. Собственно, именно момент подписания эскритуры и является формальным актом учреждения новой фирмы. В обязанности нотариуса входит также представление заверенной копии эскритуры в налоговый орган и получение идентификационного номера налогоплательщика - юридического лица (называется CIF).

Вся процедура до получения CIF занимает обычно около недели. Стоимость услуг нотариуса - приблизительно от 350 до 650 €. С момента получения налогового номера учреждение фирмы можно считать завершенным. 


Банковский счет. 

С оформленным налоговым номером можно идти в банк, в котором был положен на депозит уставной капитал.

Ваш счет будет немедленно преобразован из депозитного в расчетный, блокировка с внесенных на него средств будет незамедлительно снята, после чего владелец фирмы сможет свободно распоряжаться этими деньгами. 


Частая ошибка. 

Распространенным заблуждением учредителей компаний, не являющихся легальными резидентами Испании, является ошибочное представление, что владелец не может сам управлять своей фирмой. Эта идея появилась с подачи некоторых недобросовестных испанских посредников и тщательно ими культивировалась на протяжение долгих времён. 

В чем заключается их корыстный умысел и железная "логика"? 

По их определению (и утверждению), управляющий компанией - это работа. А у нерезидента нет официального разрешения на работу на территории Испании. Следовательно он обязан нанять управляющего-испанца и платить ему соответствующую зарплату. Боже вас упаси от подобных действий!

Владелец может и обязан оформить в банке свою подпись, как распорядитель финансов новой компании. Он имеет полное право подписывать любые коммерческие контракты от имени своей фирмы, а также, что очень важно, трудовые договоры с работающим у него на фирме персоналом. Собственно, управляющему больше ничего и не нужно.

Единственное существующее ограничение: нерезидент не может законно назначить и платить себе зарплату в собственной фирме. Но он имеет полное право получать доход (или часть дохода) от прибыли предприятия, после уплаты необходимых подоходных налогов. При небольших оборотах новой фирмы суммы налогов на прибыль и зарплатных налогов примерно совпадают. Ну, а со временем резиденцию и разрешение на работу следует все же попытаться получить... 

Иностранцы — нерезиденты Испании  могут вести некоторые виды экономической деятельности, зарегистрировавшись как индивидуальные частные предприниматели. Разрешено регистрировать также индивидуальные предприятия, соучредителем которых является один человек. Это относится как к обществам с ограниченной ответственностью, так и к акционерным обществам.

До получения разрешения на работу иностранец не имеет права работать на своей фирме (получать ежемесячную зарплату), даже если является единоличным владельцем фирмы. Однако законодательство позволяет ему получать годовую прибыль от деятельности фирмы, на которой могут работать нанятые им сотрудники.

Поэтому если иностранец планирует сам работать на собственной фирме, то ему необходимо получить разрешение на проживание с правом на работу на территории Испании. Также иностранные фирмы могут открыть на территории Испании свое представительство или учредить дочернее испанское предприятие.


О порядке аккредитации в Испании представительств иностранных фирм 

Согласно испанскому законодательству, представительством иностранной фирмы является ее отделение, действующее в Испании на постоянной основе и не обладающее статусом юридического лица.

Для открытия такого представительства необходимо иметь следующие основные документы и данные:

1. Свидетельство об учреждении представительства. Обычно указывается наименование фирмы с добавлением слов "Отделение в Испании" ("Sucursal en Espana");

2. Адрес, где предполагается разместить офис представительства;

3. Предмет деятельности представительства;

4. Указание имен и служебных обязанностей сотрудников, которые будут работать в представительстве на постоянной основе.

5. Действующий устав иностранной фирмы;

6. Документ, удостоверяющий личность руководителей иностранной фирмы (соответствующая выписка из Торгового реестра или сертификат, подтверждающий факт существования фирмы и состав ее руководства, выданный компетентным государственным учреждением);

7. В случае, если вопросы открытия представительства иностранной фирмы поручено решать лицу, не обладающему достаточными на то полномочиями. Полномочия должны быть скреплены штампом соответствующей иностранной фирмы и переведены на испанский язык официальным переводчиком.

Все эти документы должны быть заверены у нотариуса и легализованы в испанском консульстве. Если нотариальные действия совершаются в Испании, то порядок оформления несколько упрощается, в частности, естественно, не требуется обращения в консульство.

В организации, в которой ведется Торговый реестр, необходимо получить выписку об иностранной фирме с указанием фамилии, имени, должности представителя (администратора), который уполномочен вести дела , связанные с создание отделения фирмы. Указанная выписка должна быть заверена и скреплена печатью и в дальнейшем переведена на испанский язык официальным переводчиком. В центральной конторе Торгового реестра Испании, а именно специальном отделе (Seccion de denominaciones) следует получить документ, удостоверяющий, что данное отделение фирмы не значится в Торговом реестре.

Перечисленные документы представляются в испанскую организацию, ведающую Торговым реестром, для регистрации представительства или отделения иностранной фирмы. Регистрация происходит в том округе, в котором будет фактически находиться ее представительство. Время регистрации считается официальным моментом учреждения представительства. Конторы, ведающие Торговыми реестрами, имеются во всех столицах провинций Испании.

Представительство или отделение иностранной фирмы должно быть зарегистрировано в налоговой инспекции, которая присваивает им соответствующий номер (по-испански сокращенно N.I.F.). С этой целью в налоговую инспекцию представляются выписка из Торгового реестра, где зарегистрирована иностранная фирма, с переводом выписки на иностранный язык, а также выписка из Торгового реестра, где зарегистрировано представительство иностранной фирмы или ее отделение.

Для ускорения оформления необходимых документов допускается возможность привлечения к этому процессу испанской фирмы, которая сотрудничает с иностранной фирмой, открывающей в Испании свое представительство. За регистрацию отделения в органах, ведающих вопросами налогообложения , оплата производится из расчета 1% от суммы уставного капитала.

Наши специалисты помогут Вам составить все необходимые учредительные документы в соответствии с действующим испанским законодательством и успешно зарегистрировать Ваше предприятие на территории Испании. Специалисты нашей компании осуществляют регистрацию юридических лиц любой правовой формы на всей территории Испании.