Русская Испания


 

Статус беженца в Испании

 

Процедура рассмотрения заявлений претендентов на статус беженца

 

 

Правовые условия. Правовая Основа

Женевская Конвенция 1951 и Нью-Йоркский Протокол 1967;
Раздел 13 (4) Испанской Конституции 1978, который утверждает: "Закон регулирует условия, по которым граждане других стран и лица без гражданства могут обладать правами беженца в Испании";

Закон №5/1984, регулирующий Права Беженцев с уточнениями в Законе №9/1994 (Закон о Беженцах);

Устав о Беженцах, одобренный Королевским Постановлением № 203/1995;

Единый Закон №2/2009 о Правах и Свободах Иностранцев в Испании и их Социальной Интеграции (Закон об Иностранцах).

Этот Закон вошел в силу с 14 Декабря 2009 г. По завершении всеобщих выборов, новое правительство Испании выразило намерение внести поправки в Закон об иностранцах более ограничительного характера. Однако в настоящий момент не представляется возможным описать эти поправки. Эта информация будет доступна из источника GEAR на более позднем этапе.

Устав об Иностранцах, одобренный Королевским Постановлением №155 от 2 февраля 1996 г.

Этот Устав, основанный на предыдущем Законе об Иностранцах, в принципе, будет заменен новым Уставом, который вступит в силу в пределах 6 месяцев от принятия нового Закона об Иностранцах, т.е. перед 1 августа 2000 г. Однако, т.к. правительство Испании объявило о намерении внести поправки, во-первых, в Закон об Иностранцах, то, вероятно, что это временное ограничение будет нарушено.

Шенгенское Соглашение и Дублинская Конвенция.

Статус беженца. В Испании предоставляется только Конвенционный статус беженца.

Согласно Разделу 2(1) Закона о Беженцах, "Права беженца, гарантированные Разделом13(4) Конституции, подразумевают защиту иностранцев, получивших статус беженцев, и в силу, которой они не смогут быть ни изгнаны, ни возвращены по условиям Статьи 33(1) Конвенции относительно Статуса Беженца, утвержденной в Женеве 28 июля 1951 г. и принимающей следующие меры:

а) разрешение на пребывание в Испании;
б) выдача документальных подтверждений личности и туристических Документов;
в) разрешение на трудовую, профессиональную, и предпринимательскую Деятельность;
г) любые другие меры в качестве международных инструментов воздействия на беженцев, для которых Испания - страна их Непосредственного интереса".

Согласно Раздела 2(2) Закона о Беженцах, беженцы имеют право на социальную помощь как обозначено в Уставе.

Практически со вступлением в силу нового Закона об Иностранцах, все иностранцы - легалы в Испании имеют право на социальную помощь на тех же условиях, что и испанцы (см. "Социальные Условия для Беженцев").

Принятые заявления рассматриваются по стандартной процедуре принятия решений о предоставлении статуса беженца.

Процедура начинается с выяснения преимуществ и достоинств каждого дела в OAR, ответственной за рассмотрение всех заявлений беженцев, предоставленных на рассмотрение в Испании. Каждое заявление изучается чиновником, прошедшим специальную тренировку в стране или на территории прежнего местонахождения заявителя. Не всем беженцам приходится давать интервью во второй раз чиновнику OAR, но есть возможность по стандартной процедуре получить Конвенционный статус или временную защиту на гуманитарных основаниях. Второе интервью может производиться, либо по просьбе самого заявителя, либо его/ее адвоката, а также UNHCR или сторонняя организация, оказывающая помощь беженцу. Заявитель может предоставлять любые свидетельства в поддержку его/её дела на протяжении всей процедуры расследования.

Дело, затем, передается во Внутриминистерскую Комиссию по Делам Беженцев CIARJ, которая должна составить предложение по решению первой инстанции, которое затем предоставляется Министерству Внутренних Дел для регулирования. CIAR включает представителя от Министерства Внутренних Дел (который возглавляет Комиссию), Министерства Иностранных Дел, Министерства Юстиции, Министерства Труда и Общественных Отношений. Представитель UNHCR в Испании действует как член CIAR в консультативных полномочиях. CIAR выносит предложение на основе информации и свидетельств от заявителя, докладе OAR и мнений UNHCR и ассистирующих организаций. По Закону о Беженцах вся процедура оформляется письменно без исключений. CIAR может возвратить дело в OAR для дальнейшего расследования, указывая на возможно пропущенные шаги. Встречно CIAR может сформулировать свое предложение в решение вопроса, а именно:

- предоставление Конвенционного статуса;
- отказ в предоставлении;
- отказ в предоставлении статуса беженца, но получение возможности остаться на гуманитарных основаниях;
- принятие заявлений о заведомо беспроигрышных предложений (без особых причин на отъезд для прибытия в Испанию).

Министр обычно следует мнению CIAR, хотя его это ничем не обязывает. Согласно Раздела 7 Закона о Беженцах, любое разногласие между CIAR и Министром Внутренних Дел регулируется Министерским Консульством.

Рассмотрение заявлений по стандартной процедуре, от предоставления заявления до официального уведомления о решении Министра, должно быть завершено в пределах 6 месяцев. Однако, практически, период рассмотрения продолжается до 8 - 10 месяцев, хотя редко превышает год.
Апелляция. Все неудовлетворительные решения по делу беженца в порядке апелляции предоставляются на рассмотрение в Административный Суд Национального Высшего Суда (AN), в чьих полномочиях правовой пересмотр решений первой инстанции Министров и Государственных Секретарей. Апелляция подается в пределах 2 месяцев от вынесения неудовлетворительного решения в деле беженца.

Апелляция не подразумевает автоматического права пересмотра, но приостановление Ликвидационного Судебного разбирательства может производится Судом. Если приостановление возможно, то об отказе не может идти речь до вынесения решения Национальным Высшим Судом. Наоборот были случаи, когда беженцев выдворяли за пределы страны, не рассмотрев их заявления ввиду того, что Верховный Суд не предоставил права пересмотра.

Для рассмотрения апелляции до Высшего Суда необходимо приблизительно 18 месяцев - 2 года, иногда больше.

Решение Национального Высшего Суда в дальнейшем можно обжаловать в Верховном Суде, который проверяет законность решений, но не факты дела. Опять же право пересмотра не автоматическое, но его можно затребовать. Если оно предоставляется до Национального Высшего Суда, то, в принципе, оно действует до тех пор, пока Верховный Суд не решит иначе. Верховный Суд может утвердить или аннулировать решение Высшего Суда частично либо в целом. Во втором случае Суд отчитывается о решении по заявлению и тогда он устанавливает и определяет новые правила относительно дел беженцев.

Административный пересмотр.

Согласно Раздела 9 Закона о Беженцах заявление беженца рассматривается по стандартной процедуре и в случае неудовлетворительного результата можно востребовать пересмотр её/его дела, если:

- он/она получили новые документальные свидетельства в поддержку его/ее требований, или
- обстоятельства, оправдывающие отказ, более недействительны (особенно если ситуация на Родине существенно изменилась).

Получив "нечто вроде декларации" по процедуре, а именно не дающее беженцу статус, но констатируя, что он/она - беженец, имеющий некоторые права в свете обстоятельств личного характера, беженцы могут получить право пересмотра дела в любое время. Процедура та же: расследование OAR, предложение CIAR и решение Министра Внутренних Дел. По заявлению о пересмотре может быть отказано в случае несовпадения условий.

Ко всему прочему Испанское административное право предусматривает определенные средства судебной защиты для использования в делах беженцев:

- требования о пересмотре ("recurso potestativo de reposicion"). Как альтернатива размещению апелляции непосредственно в Национальном Высшем Суде, заявители могут предоставить предварительный запрос в административный орган, выносящий решения - в случае беженцев Министр Внутренних Дел - с просьбой о пересмотре дела. Подобные просьбы, которые Должны предоставляться в течение месяца, основываются на фактической или правовой базе. Если решение подтверждается или если в течение 3 Месяцев нет ответа заявитель апеллирует в судебном порядке в Национальном Верховном Суде. Это возмещение, предоставляемое вне времени и расходов, полагаемых по процедуре, может быть полезным в Делах, где отказ по заявлению был вынесен на основе вопиющей ошибки в оценивании фактов;

- нетрадиционный административный пересмотр. Это предмет строгой условности и отчетности и требует документальное доказательство административной ошибки. Едва ли его использовали в делах с отказом по стандартной процедуре, но иногда бывает полезен при разбирательстве дел, не прошедших процедуру, а именно когда новые свидетельства появляются по истечении предела срока апелляции в Суде.

Омбудсман.

Омбудсман назначается Парламентом и отвечает за него. Его/ее полномочия обозначаются в правовом порядке, который наделяет его/ее функциями с намерением контролировать госадминистрацию, но не охватывает частный сектор. В этих рамках каждый может разместить жалобу Омбудсман в отношении государственных институтов. Его/ее доклады не имеют обязательный характер и могут только включать предложения, рекомендации и напоминания властям. Если они не принимаются, Омбудсман информирует Парламент. Поэтому он/она скорее несут моральную ответственность, чем принудительно - обязывающую правовую силу, посредством которой он/она могут принудить власти взять определенный курс действий.

Юридическая помощь.

Согласно Раздела 20(1) нового Закона об Иностранцах, беженцы имеют право получить помощь юриста с момента предоставления ими заявления и в течение всей административной процедуры, включая последующие судебные апелляции. Если беженец не может позволить себе оплату такого рода, адвоката назначают бесплатно местной ассоциацией адвокатов. Некоторые организации NG также специализируются на юридических консультациях и предоставляют помощь за плату.

По прибытии, юридическая помощь возможна в международных аэропортах Испании, которую обеспечивают либо Ассоциация Адвокатов Мадрида или GEAR в Мадриде, Барселоне, Лас Пальмасе де Гран Канариа. В морских портах беженцы (главным образом "зайцы") получают юридическую помощь, при условии, что полиция согласится зарегистрировать их заявления. Помощь предоставляется GEAR или непосредственно через параллельно действующие организации.

Практическая деятельность видоизменяется в зависимости от провинции. В некоторых провинциях (Мелилла, Лас Пальмас, Барселона, Малага), ассоциация адвокатов или GEAR организовали постоянную сферу услуг, где беженцы получают юридическую помощь на первоначальном интервью. Пока что, ввиду отказа OAR не представляется возможным организовать подобные услуги в Мадриде, хотя около 60% от общего количества заявлений предоставляются в столице. На данный момент, заявления в провинциях Мадрида имеют доступ к бесплатным юридическим услугам только на более позднем этапе.

Переводчики.

В Разделе 4(1) Закона о Беженцах обозначено право беженца пользоваться услугами переводчика на первоначальном интервью. Ко всему прочему, Раздел 20(1) нового Закона об Иностранцах предусматривает помощь переводчиков на всех уровнях процедуры, а также в период административного процесса и судебных разбирательств, которые могут привести к изгнанию иностранца.

Практически власти делают все возможное для обеспечения услугами переводчиков на первоначальном этапе и последующих интервью, но ввиду ограниченности бюджетных средств зачастую это почти невозможно, а также существует недостаток квалифицированных переводчиков в некоторых районах или специфических сезонов. Эти проблемы часто приводят к задержке в рассмотрении дел.

Предоставление услуг переводчиков в период рассмотрения дела второй инстанцией неуместно, так как судебный пересмотр административных решений производится исключительно на основе письменных материалов без устных слушаний.

Несовершеннолетние без сопровождения.

Всего было несколько случаев несовершеннолетних без сопровождения в Испании. Согласно Раздела 15(4) Устава о Беженцах дети без сопровождения либо терпящие неадекватное к себе отношение, попадают под охрану соответствующих Региональных Служб Детской Защиты. Государственный Уполномоченный знакомится с делом несовершеннолетнего и в течение процедуры предоставляет воспитателя от Службы Защиты Детей.

Других особых условий рассмотрения заявлений от несовершеннолетних без сопровождения нет. Несовершеннолетние, не имеющие возможность вернуться на Родину, так как родителей невозможно найти, останутся под защитой Испании и имеют право на разрешение на пребывание.

Беженки. Особых условий нет.

Окончательный отказ.

Согласно Раздела 17(1) Закона о Беженцах, беженцы получившие отказ или не имеющие гуманитарных основании остаться в стране должны добровольно ее покинуть либо будут принудительно выдворены и таким образом будут подвержены действию следующих мер:

если по заявлению последовал отказ на границе, то заявитель не может пересечь границу, кроме как если Суд не предоставит право пересмотра его/ее апелляции либо реально невозможно произвести принудительное выдворение беженца. Во всех остальных случаях, беженец возвращается на Родину либо в любую третью страну;

если заявление размещено за пределами страны, беженец будет уведомлен о приказе о выезде с просьбой покинуть страну добровольно в рамках срока, обычно 15 дней, по истечении которых его/ее продолжительное нахождение в стране будет считаться нелегальным;

если приказ о депортации не в пользу заявителя, он будет приведен в исполнение как можно скорее, кроме того, как окончательное решение по делу беженца не будет утверждено.

По предыдущему Закону об Иностранцах от 1985 г. и его Уставу об Иностранцах от 1996 г. беженцы, получившие отказ и не успевшие покинуть добровольно страну считаются нелегалами и попадают под приказ о депортации. Это административное решение можно обжаловать в Региональном Высшем Суде. Апелляция не предполагает автоматическое право пересмотра, но заявители могут отдельно апеллировать о праве на пересмотр дела, эта возможность предоставляется Судом, если приведение в исполнение административного решения может причинить серьезный или непоправимый ущерб заявителю и государственный интерес сильно не пострадает от приостановления. Общее правило, утвержденное Верховным Судом, заключается в предоставлении права пересмотра в случае, если у заявителя есть семья или деловые связи в Испании, а также в отказе, если Депортация сопровождалась выявлением криминального деяния. Другие обстоятельства учитываются от случая к случаю.

Ввиду вступления в силу Нового Закона об Иностранцах от 1 февраля 2000 г., ситуация изменилась согласно Раздела 19(а) Нового Закона, Нелегальное нахождение в Испании может только быть санкционировано Штрафом, который колеблется от ESP 50,000 (EUR 300) до ESP 1,000,000 (EUR 6,010). Последствия для беженца, получившего отказ в нахождении в стране от пребывания в ней, несмотря на приказ О Выезде остаются туманными и будут урегулированы новыми нормами и прецедентами судопроизводства.

Задержание.

Условия задержания. Условия задержания беженцев просматриваются в Разделе 5(7) Закона о Беженцах, позволяющие задерживать заявителей на границе в помещении пограничного пункта, пока не будет вынесено решение о принятии заявления (см. выше "Процедура принятия на границе"). Такое задержание не превышает 6 дней. Отклонение от временных рамок и условий этой формы задержания по Испанской Конституции оспаривается по Омбудсман в Конституционном Суде, но пока, что безрезультатно.

Отказ.

Раздел 58 Нового Закона об Иностранцах дает право властям задерживать иностранца для удовлетворения выполнения приказа о депортации в отношении его. Такое задержание утверждается и контролируется судьёй и никогда не превышает 40 дней.

Запросы из-за границы.

Возможно предоставить запрос об убежище в Испанском посольстве за рубежом, при условии, что заявитель в третьей стране. Заявления в посольстве отсыпаются в Министерство Иностранных Дел Испании с отчетом посольства, что в последствии приложится к делам в Министерстве Внутренних Дел. Эти заявления не рассматриваются по административной процедуре, а непосредственно по стандартной.

Как правило заявители из-за границы не могут прибыть в Испанию не получив статуса, однако могут быть исключения в безвыходных ситуациях, требующих немедленного приезда в Испанию.

Воссоединение с семьей.

Статус конвенционного беженца: согласно Раздела 10 Закона о Беженцах статус беженца распространяется на супруга беженца или партнера с подобными отношениями, его/ее партнер и дети, за исключением случаев де юре или де факто разлучений (пары), развода, возраста, содержания, ситуации каждого члена семьи изучается отдельно.

Основанный на Разделе 34 Устава о Беженцах, статус беженца не предоставляется, если брак или стабильные отношения заключены после запроса о статусе беженца. В таких случаях супруг или партнер имеют право на разрешение о пребывании на общих условиях Закона об Иностранцах. Однако они могут отдельно заявить об убежище на основании личных преимуществ. Лица, действующие в силу обстоятельств, подразумеваемых в Статье IF и 33(2) Женевской Конвенции 1951 г. не могут рассчитывать на воссоединение с семьей.

Хотя еще никакие правовые нормы не регулируют полигамные браки, на практике подобно лицам, намеренным воссоединится с семьей по Закону об Иностранцах, - есть тенденция ограничить рамки распространения статуса беженца одному супругу, выбранному беженцем. Тем не менее, в этих случаях, отдельные заявления, предоставленные другими супругами, обычно принимаются.

Административная процедура по реунификации по Разделу 10 Закона о Беженцах подобна стандартной процедуре: дело изучается OAR, затем передается CIAR, которая предоставляет пропозицию Министру Внутренних Дел. В этих случаях чиновники OAR ограничивают расследование с целью выяснить достоверность существующих семейных отношений и несоответствие исключительных предложений. Финансовые либо временные условия не предусмотрены. Неудовлетворительные решения могут быть обжалованы в Национальном Высшем Суде в том же порядке, что и решения другого рода в делах беженцев.

Информация о любых других отношениях или ситуациях прорабатывается на условиях общего законодательства в делах иностранцев (см. ниже).

Лица с разрешением на пребывание на гуманитарных основаниях соблюдают общие правила по реунификации на условиях Закона об Иностранцах, который включает строгие временные рамки и финансовые условия. Согласно Разделам 16 и 17 Нового Закона об Иностранцах, имеют право воссоединиться с законно проживающим иностранцем в Испании следующие категории лиц:

- супруг проживающего в Испании, если пара де юре или де факто не разведена или не живет вместе и при условии, что это не брак по расчету. Воссоединение возможно только одному супругу, даже если полигамия на его Родине официально разрешена. В случае развода и последующем новом браке, воссоединение с новым супругом будет возможно при условии доказательства юридической обоснованности факта развода и установлении прав на собственность, содержание бывшего супруга и несовершеннолетних детей;

- дети до 18 лет проживающего в Испании и дети его/ее супруга;
- лица под опекой проживающего в Испании;
- родители и другие предки, экономически зависимые от проживающего, если есть причины посодействовать переправлению их в Испанию;
- другие родственники, чье объединение с проживающим в Испании необходимо на гуманитарных основаниях.

Временные и финансовые условия по реунификации оговорены в Уставе об Иностранцах от 1996 г. и процедура регулируется Приказом от января 1999 г. Однако эти условия более не совместимы с Новым Законом об Иностранцах и, следовательно, будут видоизменены. Обычно иностранец желающий воссоединится с его/ее родственниками, должен обладать возобновленным разрешением на пребывание, что означает, что он/она должны находится легально в стране, по меньшей мере, 15 месяцев, обычно до 18 - 24 месяцев. Ко всему прочему он/она должны представить свидетельства достаточной материальной собственности и регулярного дохода, что может удовлетворить потребности лица, прибывающего в Испанию.

Социальные условия для политических беженцев. Въезд/легально. Раздел 5(1) Закона о Беженцах констатирует, что власти могут создавать условия для удовлетворения основных нужд беженцев.

Согласно Раздела 15 Устава о Беженцах, беженцы, чьи требования рассматриваются и которые не имеют своих источников для существования, могут воспользоваться социальными, образовательными и оздоровительными услугами обеспеченными государственными институтами в соответствии с их материальной оснащенностью.

В принципе, социальная помощь не предоставляется в период рассмотрения дела, но в беспрецедентных случаях, т.к. один родитель, семьи с маленькими детьми, больные люди, престарелые или инвалиды предоставляется помощь с момента подачи заявления, без необходимости ждать вынесения решения в этом вопросе.

Беженцы могут получить разрешение на работу в зависимости от ситуации по процедуре и ситуации индивидуального характера (см. ниже "Работа").

Правовых инструментов как таковых для описания социальных выгод беженцев нет, и условия Закона об Иностранцах о социальных правах обычно относятся к беженцам, особенно Разделы 94/4. Ко всему прочему, Институт Миграции и Социальных Услуг (IMSERSO), орган Министерства Труда и Общественных Отношений ответственен за предоставление средств содержания беженцев, перемещенных лиц, беженцев в национальном масштабе, возглавляет ежегодные программы социальной поддержки в сотрудничестве с NGO, действующие как непосредственные партнеры. И наконец, региональные власти, и местные советы также могут содействовать в предоставлении помощи беженцам согласно с их собственными Уставами и программами.

Жилье.

Условий, гарантирующих жилье, беженцам по их прибытии в Испанию нет до момента принятия решения по соответствующей процедуре, которая может затянуться до 60 дней. Заявителями, требующими особого внимания, занимается IMERSO, предоставляя жилье в приемных центрах и общежитиях. Остальные ищут жилье сами. Ввиду недостатка или ограниченности социальной помощи в различных областях потребностей, ситуация может усугубится.

В приемных центрах живут беженцы, чьи заявления рассматриваются. В настоящий момент существует 19 центров, предлагающих 8/6 мест. Все центры находятся на содержании IMSERSO, но только 4 из них непосредственно под управлением им. Остальные 15 центров под управлением NGO от имени IMSERSO.

Ввиду ограниченного количества мест, проживание в приемных центрах не продолжительное, как на самом деле и для действительно нуждающихся в нем. Практически предпочтение отдается особо нуждающимся. В приемных центрах у беженцев есть стол, кровать и возможность обучения языку. Пребывание в приемных центрах не превышает 6 месяцев, но IMSERSO может расширить рамки этого срока, а именно до тех пор, пока CIAR не предоставит окончательное решение на суд Министра Внутренних Дел.

Беженцы, не проживающие в приемных центрах и ожидающие решение, могут получать ежемесячное содержание на самые необходимые расходы. Также они могут получать дополнительные средства для платы за ренту (см. ниже).

Материальная помощь.

Беженцы в приемных центрах получают следующие карманные деньги:

Один взрослый - EUR41
Пара - EUR69
Ребенок до 18 лет - EUR14
Ребенок от 18 лет - EUR27

Нуждающиеся беженцы, не проживающие в приемных центрах, могут получать основные средства на содержание по минимуму. Беженцы, имеющие право жить в приемных центрах, но находящиеся у родственников в Испании также могут получать средства в виде взносов к совокупному доходу.

Помощь предоставляется в рамках 6 месяцев, а в особых случаях еще на период 3 месяца. Ежемесячная норма рассчитывается IMERSO в зависимости от размера семьи. На 2000 г. норма такова:

Один взрослый - EUR 242
Пара - EUR 363
Ребенок - EUR30
Максимум на семью - EUR 425

Нуждающиеся беженцы, которые могут оправдать необходимость в аренде жилья, получают средства на ренту, которая покрывает и депозит и ежемесячную ренту. Такая помощь имеет ту же продолжительность, что и основные социальные пособия.

Работа.

Согласно Устава о Беженцах и Иностранцах, беженцам разрешается работать. Для этого они должны обратиться в Провинциальный Округ по Труду и Общественным Отношениям за специальным разрешением, которое не выдается, если беженец не прошел шестимесячную процедуру и консультации в OAR.

Язык.

Беженцы в приемных центрах могут посещать курсы испанского языка бесплатно. Другие государственные ВУЗы, как и ВУЗы NGO предлагают курсы испанского языка для иностранцев, в том числе бесплатно.

Школы.

Дети до 18 лет независимо от национальности или статуса в Испании имеют право учиться на общих условиях. Посещение школы обязательно и бесплатно для всех детей от 3 до 16 лет. Это касается и беженцев, которые таким образом посещают стандартные школы Испании. Дети, не говорящие на испанском, посещают отдельные уроки перед тем, как присоединится ко всему классу.

В принципе, беженцы имеют доступ во все университеты Испании на общих условиях, что и граждане Испании и стран ЕС. Однако, ввиду высоких требований, применяемых к кандидатам касательно квалификации и относительно непродолжительный период процедуры, в результате лишь немногих зачисляют в университеты Испании.

Дети.

Для детей в приемных центрах предусмотрены различные виды Деятельности в зависимости от возраста. Они организованы главным образом, чтобы не отстать от занятий в школе, но они также могут включать культурные мероприятия, в том числе оздоровительные.

Несовершеннолетние без сопровождения.

Лишь несколько подобных случаев насчитывалось в Испании. Согласно Раздела 15(4) Устава о Беженцах, обездоленные дети до 18 лет попадают под охрану соответствующих Региональных Служб Защиты Детей. Государственный Прокурор ознакамливается с делом и назначает окружного прокурора представлять интересы несовершеннолетнего в течение периода изучения его/ее дела.

Дети могут содержаться в специальных центрах в Мадриде или в приют? для испанских детей.

Беженки. Особых мер для беженок не предусмотрено, однако, женщины имеют преимущество в получении жилья в приемных центрах.

Здоровье/болезни.

Все беженцы подлежат обязательному медицинскому обследованию по прибытии. В течение процедуры они имеют право на бесплатную медицинскую помощь в больницах Красного Креста, или, если подобные мероприятия недоступны там, в государственных региональных больницах. Во втором случае, расходы берет на себя Красный Крест. В приемных центрах не предусмотрен медицинский персонал, хотя, иногда медицинские добровольцы либо лица с разрешением оказывать общественную помощь вместо военной службы, могут поддерживать связь с центрами.

Местопребывание/передвижение.

В принципе, беженцы могут свободно передвигаться и жить где захотят в пределах страны, при условии, что будут информировать полицию о своем местонахождении. Однако по Разделу 14 Устава о Беженцах, Министр Внутренних Дел может ограничить свободу беженца, его передвижение ввиду соображений контроля и безопасности и может применить контрольные меры на том же уровне, что и к другим иностранным лицам по условиям Закона об Иностранцах.

Дублинская Конвенция.

Дела заявителей, рассматриваемые на основании Дублинской Конвенции, включают право на социальную помощь, как и дела беженцев, рассматриваемые по стандартной процедуре.

Социальные Условия Для Беженцев и Лиц Под Временной Защитой. Въезд/легально. С 1 февраля 2000 г. и с вступления в силу Нового Закона об Иностранцах, все легально проживающие в Испании иностранцы имеют те же социальные права, что и граждане Испании (Раздел 14 Закона). Никаких различий между Конвенционными беженцами, лицами с разрешением на пребывание по гуманитарным причинам или в силу государственных интересов и перемещенными лицами под временной защитой. Социальное обеспечение под юрисдикцией региональных властей, в сотрудничестве с местным советом. Соответственно, социальная поддержка может варьироваться от региона к региону, за исключением поддержки Службы Безопасности, деятельность которой одинакова по всей Испании.

Жилье.

Конвенционные беженцы и лица под временной защитой имеют доступ к жилью, предоставляемому советом. Однако недостаток жилья в Испании все еще остается проблемой. Одна из первоначальных программ, утвержденных властями, определенно касается жилья и включает критерии предоставления содержания на ренту.

Местопребывание/передвижение.

В принципе, беженцы свободны передвигаться и располагаться где пожелают в Испании. Однако по Разделу 18(2) Закона о Беженцах, Министр Внутренних Дел может - как временная мера в силу исключительных обстоятельств для безопасности повлиять на беженцев, на принудительное выселение с территории границы или других мест, обязательное место пребывания или обязанность периодически докладывать в Полицию. Эти меры, также возможно применимые к беженцам, лицам с гуманитарными разрешениями либо к другим иностранцам, чрезвычайно редки.