Русская Испания


Регистрация фирмы в Испании

Открытие и регистрация бизнеса в Испании


Очень распространён миф о том, что зарегистрировать компанию на не гражданина или не резидента Испании невозможно. Мол это одно из основных условий для возможности регистрации фирмы в Испании.

Это не соответствует действительности, зарегистрировать фирму можно и по временному номеру резидента (NIE provisional), получить который не представляет абсолютно никакой сложности. По времени получение временного налогового номера резидента - довольно быстрая и простая административная процедура.

Необходимо иметь в виду, что для легального функционирования компании необходимо наличие администратора (управляющего) из числа граждан или резидентов Испании. Нерезидент не может быть администратором испанской фирмы, так как он не может нести легальной ответственности за деятельность фирмы, если он не является физическим или юридическим лицом.

Но зарегистрировать фирму вполне возможно, на начальной стадии, и без участия посредников-администраторов-номиналов. А когда компания уже зарегистрирована, можно будет ввести в неё, без ненужной суеты и экономических затрат, своего доверенного администратора. Апостериори.

Распространенным заблуждением учредителей фирм, не являющихся резидентами Испании, является представление, будто владелец не может сам управлять своей фирмой. Эта идея появилась с подачи некоторых недобросовестных асесоров-посредников и тщательно ими «культивировалась».

В чем тут состоит их корыстная «логика»?

Дескать, управляющий — это работа. А у нерезидента нет разрешения на работу в Испании. Из этого, якобы, следует, что он обязан нанять управляющего-испанца и платить ему зарплату. Владелец может и должен оформить в банке свою подпись, как распорядитель финансов новой фирмы. Он имеет право подписывать любые коммерческие контракты от имени своей фирмы, а также — что очень важно и трудовые договоры с персоналом. А, собственно, управляющему больше ничего и не нужно.

Единственное ограничение — нерезидент не может законно платить себе зарплату в собственной фирме и вести налоговую отчётность. Но он может получать доход (или часть дохода) из прибыли предприятия, после уплаты необходимых налогов.

В этой статье мы подробно, шаг за шагом, расскажем о том, как открыть свою фирму в Испании.

Шаг №1

Запрашиваем сертификат о наименовании вашей будущей фирмы (Certificado Negativo de Denominación) на странице http://www.rmc.es/Deno_solicitud.aspx. «Негативным» такой сертификат называется потому, что фактически вам сообщат о том, что фирма с таким названием пока не зарегистрирована.

Поэтому в запросе следует указывать 3 возможных названия (на случай, если какое-то из них занято). Сертификат вам пришлют по почте в течение 3-5 рабочих дней, при этом утвержденное наименование резервируется за вами на 6 месяцев (3 месяца на создание фирмы плюс возможность продления еще на 3).

Также можно заказать данный документ по почте или непосредственно в Мадриде, однако по Интернету – наиболее удобный вариант.

Шаг №2

С  сертификатом о наименовании фирмы идем в любой банк (если у вас нет определенных предпочтений, советуем при выборе обратить внимание на такие моменты, как условия кредитования, взимаемые комиссии, близость банка к вашему дому или офису, удобная веб-страница) и открываем счет.

Здесь произойдет ваша первая серьезная инвестиция: нужно положить на счет 3006 евро – минимальный уставный фонд (меньше нельзя по закону, больше – пожалуйста, однако помните о налоге в 1%, который позже придется заплатить).

При этом необходимо физическое присутствие всех учредителей фирмы (если их несколько), т.к. банк выдает сертификат о наличии счета и сумме вклада каждого пайщика в уставный фонд (Certificado del Desembolso Efectuado). Это второй обязательный документ, необходимый для нашего следующего шага.

Шаг №3

С перечисленными выше документами идем к нотариусу. Помимо ваших личных данных, нотариусу необходимо знать, чем будет заниматься фирма и где она будет развивать свою деятельность, т.к. эта информация в обязательном порядке заносится в нотариальный акт об учреждении предриятия (Objeto Social и Domiciliación Social), кроме того, сюда же заносятся данные о том, кто станет управляющим фирмой (Аdministrador), в случае, если соучредителей несколько.

Черновик нотариального акта для вас может подготовить и адвокат, однако, если ваш вариант является стандартным, советуем оформить все напрямую в нотариальной конторе и не переплачивать. Кстати, услуги последней в целом не ниже 350 евро (для ориентира). Этот этап у вас займет еще 3-4 дня.

Шаг №4

С нотариально заверенными актами об открытии фирмы идем в районное (согласно вашему почтовому индексу) представительство Министерства финансов (Hacienda), или попросту «налоговую», (http://www.aeat.es) для того, чтобы получить временный NIF (Número de Identificación Fiscal – идентификационный фискальный номер).

Там же покупается бланк для запроса 036 (стоимость 2 евро), но вы можете его скачать и заполнить через Интернет. Заодно мы вам советуем сразу убить двух зайцев и в том же бланке сразу внести следующие данные: информацию об управляющем, соучредителях и их долях, фискальный адрес компании, а также, если необходимо, зарегистрироваться как налогоплательщики (Sujeto al IAE – Impuesto sobre las actividades económicas).

Шаг № 5

Налог на уставный капитал (ITP – Impuesto sobre transmisiones patrimoniales y actos jurídicos documentados) – в настоящее время отменен. Но необходимость подачи декларации осталась.

Шаг №6

Прямо оттуда едем регистрировать нашу фирму в отдел записи коммерческих актов (Registro Mercantil). Для этого предоставляем оригинал нотариального акта о создании фирмы, который здесь пробудет в течение 15 дней на регистрации, плюс заполненный бланк и оплачиваем начальный регистрационный сбор.

Окончательная сумма регистрационного сбора, которую надо будет оплатить при получении – в каждом случае по-разному. Шаги 5 и 6 за вас может выполнить нотариальная контора – это особенно удобно, если у вас нет времени на переезды, однако по времени будет намного дольше и обойдется раза в 2 дороже, чем если Вы сделаете это сами.

Шаг №7

По истечении 15 дней ваши документы зарегистрированы. Теперь можно получить окончательный NIF (его номер совпадет с временным) и зарегистрировать фирму в представительстве Социального страхования (на случай, если у вас более 2 соучредителей и наемные работники). Также, в зависимости от рода деятельности, возможно, понадобится получить лицензию, но это уже частный случай.

Регистрация компании в Испании.

Как известно, любой иностранец может зарегистрировать собственную испанскую фирму без привлечения жителя Испании в качестве соучредителя, гаранта или директора, как это принято во многих других странах. Самыми распространенными видами испанских предприятий являются S.L. (общества с ограниченной ответственностью) и S.A. (акционерные общества). Минимальный уставной капитал S.L. составляет 3.005,06 евро,  а S.A. - 60.101,21 евро.

Иностранцы - не резиденты Испании  могут вести некоторые виды экономической деятельности, зарегистрировавшись как индивидуальные частные предприниматели. Разрешено регистрировать также индивидуальные предприятия, соучредителем которых является один человек. Это относится как к обществам с ограниченной ответственностью, так и к акционерным обществам.

До получения разрешения на работу иностранец не имеет права работать на своей фирме (получать ежемесячную зарплату), даже если является единоличным владельцем фирмы. Однако законодательство позволяет ему получать годовую прибыль от деятельности фирмы, на которой могут работать нанятые им сотрудники.

Поэтому если иностранец планирует сам работать на собственной фирме, то ему необходимо получить разрешение на проживание с правом на работу на территории Испании. Также иностранные фирмы могут открыть на территории Испании свое представительство или учредить дочернее испанское предприятие.

Первым шагом в создании фирмы является заказ и регистрация ее названия. Этим занимается центральный офис Торгового реестра, находящийся в Мадриде. Основным документом фирмы является ее устав, который обычно готовят  адвокаты. Дело в том, что в Испании  принято открывать фирмы, которые будут заниматься достаточно конкретными видами деятельности, а не так, как привыкли многие иностранцы, когда фирма может «заниматься всем, что не запрещено законом». Это связано также с тем, что некоторые  виды деятельности строго лицензируются и, соответственно, их деятельность строго контролируется государством. К таким фирмам, например, относятся туристические агентства.

Другой причиной обращения к адвокату является то, что любая фирма должна выполнять требования и инструкции множества министерств и государственных органов, поэтому существует множество нюансов. Помните, что нотариус, к которому вы пойдете подписывать уставные документы фирмы, заверяет лишь подписи и не вдается в проблемы с вашими разрешениями на работу.

Если фирму открывают  резиденты Испании, имеющие постоянные 5-летние Виды на жительство и разрешения на работу, проблем не возникает, но часто к нам приходят иностранцы,  открывшие фирмы, не понимая всех тонкостей бюрократической машины Испании. В результате оказывается, что они не имеют права  работать на своих собственных фирмах, так как их Виды на жительство имеют ряд ограничений.

Также необходимо получить временный налоговый номер для фирмы и оплатить 1%-ный  налог на уставной капитал предприятия и  дать объявление в Официальный бюллетень Торгового реестра об открытии вашей фирмы и подать все документы в Торговый реестр на внесение данных о новой фирме в государственные архивные книги.

Это занимает  приблизительно 2 недели. Затем следует вновь обратиться в налоговые органы и отделение социального страхования для внесения теперь уже полностью зарегистрированной фирмы в их базу данных. Если вы обращаетесь к адвокату или хестору, то документы на зарегистрированную фирму  получаете в комплекте с юридическим и почтовым адресом, постоянным налоговым номером, квитанцией об оплате 1%-ного налога на уставной капитал и т.д.

С момента решения открыть фирму до окончания регистрации проходит 30 дней,  затем фирма может начать работать, а можно ее «заморозить» на любое время, помня только о ежегодном отчете. Реально фирма может начать работать, но с ограничениями (нельзя нанимать сотрудников, открывать полноценный счет фирмы, проводить импортно-экспортные операции) через 7-10 дней после решения открыть фирму. Имейте в виду, что любая испанская фирма (действующая, «спящая», «замороженная») обязана один раз в год подать годовой отчет в налоговую службу и копии своих бухгалтерских книг (балансы и т.п.) в Торговый реестр.

Общая стоимость этих работ составляет приблизительно 450 евро, половина из которых - оплата услуг Торгового реестра, услуги нотариуса, покупка специальных бланков, прошивка бухгалтерских книг и т.д. Налог на прибыль малых предприятий на сегодня составляет 20-25% и зависит от величины фирмы (числа работников, оборота фирмы и т.д.). Оплачивается один раз в год в июле.

Действующая фирма обязана ежеквартально отчитываться перед налоговыми органами по оплате налога на добавленную стоимость – НДС, подоходного налога на работников фирмы и некоторых специальных налогов, например, налога на аренду помещений и т.д. Ежемесячно оплачивается социальное страхование работников фирмы, включающее в себя пенсионные отчисления, отчисления на право получения пособий по безработице, бесплатное медицинское образование, страхование от несчастных случаев на производстве и т.д.

Делами любой действующей фирмы занимаются, как правило,  два специалиста: сontable и laboral. 

Первый это бухгалтер, его гонорар зависит от величины документооборота (количества фактур), а вовсе не от денежного оборота фирмы. Он занимается подачей всех налоговых отчетностей, деклараций и т.п. Средняя ставка - 100-300 евро в месяц и зависит от конкретной фирмы и вида ее деятельности.

Второй (laboral) занимается расчетом зарплат, соцстраха, подоходных налогов работников, контрактами на работу и т.п., в том числе директора фирмы. Гонорар этого специалиста зависит от числа работников и частоты их сменяемости, так как,  в соответствии с законом,  любого работника необходимо  оформить на работу (заключить контракт, зарегистрировать  и т.д.) и по окончании трудовых отношений уволить (увольнение или по собственному желанию), сделать расчет выходного пособия, подготовить несколько сертификатов и т.д.

Следует помнить, что существует очень большая разница между "свежеиспеченным" предприятием и налаженным успешно действующим бизнесом. В том и другом случае при запросе визы претендента на резиденцию в Испании (Visado para residir en Espana) в качестве работника собственного предприятия (trabajador por cuenta propia) необходимо соответствующее разрешение Министерства труда Испании.

Соответственно Министерство труда в свою очередь запросит документы, подтверждающие регулярную и своевременную уплату налогов Вашим предприятием. По причине отсутствия, какой - либо, деятельности, для нового предприятия такие справки предъявить весьма проблематично.

Кроме того, для вновь образованного предприятия, требуется предъявить бизнес - план, заверенный некими уполномоченными органами и средства на его осуществление.
 
Есть компании, которые с радостью готовы составить бизнес-план и даже заверить его в органе местной власти, но возымеет ли данный план должное действие, при получении нужной визы, не знает никто. Кроме того, чтобы Ваш бизнес-план стал пользоваться "популярностью" у местных властей, видимо, потребуются деньги немалые.
 
Другое дело, если Ваш бизнес это дело сложившееся, приносящее доход и регулярно пополняющее Испанскую казну. Не помешает и создание двух или трех рабочих мест занятых испанцами. В этом случае Ваши шансы чрезвычайно велики. Особенно, если должность, на которую Вы претендуете, будет нереальна для любого испанца. Например, переводчик с украинского, белорусского и удмуртского языков.

Далее приведем примерный перечень документов запрашиваемых на получение Visado para residir en Espana или по - другому Visado de residencia.

Не стоит полагаться полностью на этот список, так как объявление в консульстве Испании гласит: "Заинтересованные в визе для постоянного проживания в Испании, должны персонально придти в Генеральное Консульство Испании в часы с 8:30 до 13:30 с понедельника по пятницу, где их проинформируют о документации, которую нужно будет представить в каждом конкретном случае отдельно".

- Бланк прошения в установленной форме заполненный и подписанный с двумя фотографиями.

- Справка из органов внутренних дел об отсутствии уголовного прошлого и настоящего, переведенная и заверенная в посольстве Испании.

- Загранпаспорт со сроком действия превышающий запрашиваемый минимум на три месяца (в случае если имеете 2 загранпаспорта нужно предоставить их оба) + копия страниц загранпаспорта, где фигурируют персональные данные просителя.

- Копия всех страниц гражданского паспорта.

- Медицинская страховка от всех рисков с покрытием не менее 30000$ на весь запрашиваемый период.

- Медицинская справка в установленной форме срок давности не менее 3х месяцев.

- Экономические или профессиональные гарантии просителя, справки об обмене валюты, дипломы.

- В случае действующего предприятия: приглашение на работу Вашего Испанского предприятия с детальным описанием осуществляемой деятельности и указанием имени, фамилии, должности подписавшего приглашение (в случае если он не испанец, нужно приложить копию его карты резидента).

- В случае нового предприятия: бизнес - план заверенный некими компетентными органами в Испании и подтверждение наличия средств на его осуществление.

- Разрешение Министерства труда Испании на занятие должности.

- Персональные экономические гарантии из расчета минимум 50$ на каждый день пребывания в Испании. Наличие жилья существенно снижает эту ставку. В случае наличия жилья необходимо предъявить Эскритуру (Escritura Publica), справку из регистра собственности Nota Simple Informatlva взятую не позднее 3 - х месяцев спустя, certificado de empatronamiento из Мерии (срок годности 3 месяца).

Не менее двух копий всех перечисленных документов, заверить их можно там же в Консульстве. 

Виды и формы предприятий 

По законодательству Испании, предпринимательством можно заниматься как с созданием юридического лица, так и без его создания (в данном случае не уплачивается налог на прибыль, а уплачивается лишь подоходный налог).

Существуют три формы регистрации физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью:
 
• Индивидуальный предприниматель, количество - членов 1; 

• Полное товарищество, количество членов - минимум 2; 

• Гражданское общество, количество членов - минимум 2. 

Для всех трех форм установлено:
 
• отсутствие минимального капитала; 

• неограниченная ответственность; 

• прямое налогообложение - подоходный налог с физических лиц. 

Юридические лица регистрируются в форме: 

Коммерческие общества: 

Коллективное общество, количество членов - минимум 2, минимальная сумма уставного капитала не установлена, ответственность – неограниченная, налогообложение - налог на прибыль предприятий;

Общество с ограниченной ответственностью, количество членов – минимум 1, минимальная сумма уставного капитала - 3.006 EUR, ответственность ограничена уставным капиталом, налогообложение - налог на прибыль предприятий;

Открытое общество, количество членов – минимум 1, минимальная сумма уставного капитала - 60.102 EUR, ответственность ограничена уставным капиталом, налогообложение - налог на прибыль предприятий.

Специальные коммерческие общества: 

Трудовое общество, количество членов – минимум 3, минимальная сумма уставного капитала - 60.102 (SAL) EUR, либо 3.006 (SLL), ответственность ограничена уставным капиталом, налогообложение - налог на прибыль предприятий (специальный режим);

Кооперативное общество, количество членов – минимум 3, минимальная сумма уставного капитала оговаривается Уставом общества, ответственность ограничена уставным капиталом, налогообложение - налог на прибыль предприятий; 

Общество взаимной гарантии, количество членов – минимум 150, минимальная сумма уставного капитала 1.803.037 EUR налогообложение - налог на прибыль предприятий. 

Порядок регистрации 

Заключается договор с Aсессором/Gestoria (экономическим юристом) на ведение дел фирмы; 

Выбирается три варианта названия фирмы и через асессора, либо самостоятельно направляются в центральный регистрирующий орган (г. Мадрид). Названия располагаются согласно предпочтительности в порядке убывания. Срок ожидания ответа примерно месяц. Разрешение на использование наименования компании действительно в течение двух месяцев;

По регистрации имени компании открывается накопительный счёт в испанском банке и на вновь открытый счет вносится полная сумма, декларированная предполагаемым Уставом компании;

Подготовленный совместно с асессором Устав создаваемого общества, удостоверяется в присутствии всех членов нотариусом;

Изготовляется печать фирмы (бланки, визитные карточки и иная атрибутика фирмы изготовляются по усмотрению членов общества; 

Удостоверенный Устав общества направляется на регистрацию в Торговую палату Испании для внесения предприятия в единый государственный реестр и в фискальные органы для получения налогового номера (CIF), а при необходимости и в лицензирующие органы.

Вновь зарегистрированная фирма может приступать к работе по окончании регистрации в вышеуказанных органах. 

Готовый бизнес 

Вместе с открытием новой компании, в Испании практикуется и продажа готового бизнеса. Наибольшим спросом пользуются готовые формы бизнеса, такие как: отели, рестораны, бары, магазины, кафе, дискотеки, помещения в торговых комплексах, отдельные участки земли под строительство отелей, апартаментов, квартир и т.д.

Для приобретения готового бизнеса, необходимо: 

• Подобрать необходимые объекты, определяемые сектором рынка, как функционирующих, со своим пакетом «клиентов», так и в новых перспективных направлениях; 

• Получить необходимую документацию данного предприятия о текущей деятельности; 

• Произвести расчёт рентабельности предприятия; 

• В случае необходимости банковского кредита, произвести расчет окупаемости кредита; 

• В случае необходимости банковского кредита подготовить пакет документов и получить кредит до 70% от оценочной стоимости продаваемого объекта; 

• Полностью оформить покупку предприятия с получением эскритуры (документа о наличии прав собственности) и зарегистрировать во всех официальных органах (нотариус, налоговое управление, регистр, и т.п.). 

Бизнес в Испании может быть, как приобретен в собственность, так и взят в аренду. 

Общая характеристика Акционерного общества 

Sociedad Anónima (S.A.), может быть создано одним лицом или состоять из одного лица, в случае приобретения одним акционером всех акций общества.

Минимальный уставной капитал S.A. должен составлять не менее 60 102 €, при этом к моменту регистрации общества должно быть оплачено не менее 25 процентов номинальной стоимости каждой размещенной акции.

Участники общества не отвечают по его обязательствам.

Уставные документы общества должны содержать следующие сведения: 

• полное и сокращенное фирменные наименования общества; 

• цель и вид деятельности; 

• срок существования общества; 

• дату начала коммерческих операций; 

• место нахождения общества; 

• размер уставного капитала общества: количество, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; 

• размер неоплаченной части уставного капитала общества: форму и максимальный срок для оплаты; 

• структуру органа управления общества и представления перед третьими лицами; 

• порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров: сроки и форма; 

• форму принятия решений. 

Орган управления общества. 

Руководство текущей деятельностью общества и представительство перед третьими лицами осуществляется либо одним администратором, либо советом, состоящим как минимум из трех администраторов.

Орган управления несет ответственность за действия от имени общества без соответствующей доверенности. Для занятия должности администратора необходимо соответствовать следующим характеристикам:

• Обладать дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством (статус акционера не обязателен). 
• Не привлекаться к административной и уголовной ответственности. 

S.A. является наиболее подходящей формой для создания "крупных предприятий”, в связи с чем, правовое регулирование усложнено по сравнению с другими хозяйственными обществами.

Общая характеристика Общества с ограниченной ответственностью 

Sociedad de Responsabilidad Limitada (S.L.) также как Sociedad Anonima (S.A.) может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником.

Минимальный уставной капитал S.L. должен составлять не менее 3.006€ и должен быть оплачен полностью на момент регистрации общества. Следует отметить, что участники S.L. также как и в S.A. не отвечают по его обязательствам.

Уставные документы общества должны содержать следующие сведения: 

• полное и сокращенное фирменные наименования общества; 

• цель и вид деятельности; 

• дату завершения деятельности; 

• место нахождения общества; 

• размер уставного капитала общества, размер и номинальная стоимость доли каждого участника; 

• структуру органа управления общества.

В любом случае, наша настоятельная рекомендация заранее проконсультироваться с квалифицированным адвокатом по всем вопросам учреждения и последующей регистрации компании в Испании. Потраченные на консультацию деньги вернуться Вам сторицей - возможные расходы на уплату административных штрафов и другие санкции будут куда значительнее, чем гонорар адвоката за консультацию.