Русская Испания


Бизнес и инвестиции в Испании.

Руководство для предпринимателей и инвесторов в Испании.

 

Законодательство об иностранных инвестициях в Испании.

Нормативно-правовые акты Испании, регулирующие инвестиционную деятельность, приняты в развитие либо приведены в соответствие с нормами ЕС, в первую очередь со статьей 73B Договора об учреждении ЕС.

(Маастрихтский договор) от 07.02.1992. К наиболее важным документам в этой сфере следует отнести:

 Закон 18/1992 от 1 июля о регулировании иностранных инвестиций в Испании;

 Королевский Указ 664/1999 от 23 апреля об иностранных инвестициях;

 Королевский декрет от 1816/1991 от 20 декабря о международных финансовых операциях;

 Постановление Правительства Испании от 28.05.2001 о процедурах подачи заявлений от иностранных инвесторов и их отзыва, а также процедуры представления ежегодных докладов и отчетов о выданных разрешениях;

 Закон 19/2003 от 4 июля о правовом режиме движения капиталов и международных экономических сделках, а также мерах по предотвращению «отмывания» капитала (с изменениями от 2014 г.);

 Королевский Указ 304/2014 об утверждении Регламента Закона 10/2010 от 28 апреля, о предотвращении отмывания денег и финансирования терроризма (регулирует оборот денежных средств на национальном уровне, а также при пересечении испанской границы).

В соответствии с указанными нормами иностранные инвестиции в Испании могут осуществляться через:

a) участие в капитале испанских юридических лиц, чей капитал не котируется на вторичных рынках;

б) инвестиции в акции испанских акционерных обществ, чей капитал полностью или частично котируется на испанском или зарубежном рынке бумаг;

в) учреждение компаний и филиалов и расширение их материального обеспечения;

г) приобретение ценных бумаг по займам, выпущенным резидентами;

д) участие в инвестиционных фондах, внесённых в Реестр Национальной Комиссии Рынка Ценных Бумаг;

е) приобретение недвижимости в Испании, чья общая стоимость превышает 500 тыс. евро, или, когда, вне зависимости от своей стоимости, оно связано со свободными зонами 2;

ж) другие формы инвестиций: учреждение, оформление или участие в договорах о вкладах в деятельность предприятия и участия в прибыли, фондах, группах общего экономического интереса, кооперативах и имущественных сообществах, когда общая стоимость участия иностранных инвесторов превышает 2 млн. евро, или, когда, вне зависимости от своей стоимости, оно связано со свободными зонами.

Предварительная проверка, как механизм контроля внешних инвестиций в Испании полностью отменена. Как правило, они подлежат декларированию постфактум, исключительно после осуществления инвестирования. Исключение составляют инвестиции, поступающие из оффшорных зон.

Королевский указ Испании №1080/1991 от 5 июля определяет перечень стран, относящихся к категории «налогового рая». В отношении этих стран требуется предварительное декларирование. Также предварительное декларирование требуется в отношении инвестиций в отрасли, непосредственно связанные с национальной обороной, в объекты недвижимости для дипломатических представительств, инвесторами которых являются государства, не входящие в ЕС. В последнем случае требуется предварительное разрешение со стороны Совета министров Испании.

Положения Королевского декрета не распространяются на иностранные инвестиции, сумма которых не превышает 3005060 евро (кроме инвестиций, поступающих из оффшорных зон) и, следовательно, они не подлежат обязательному декларированию.

В зависимости от конкретного случая подлежат обязательному декларированию или предварительному разрешению следующие виды инвестиций:

 участие в капитале испанских компаний, включая их учреждение, размещение и приобретение их акций или участие в акционерном капитале, а также любая юридическая сделка, в силу которой приобретаются имущественные права;

 учреждение филиалов и увеличение уставного капитала филиалов;

 размещение и приобретение ценных бумаг;

 участие в инвестиционных фондах, зарегистрированных в реестрах Национальной комиссии по фондовому рынку;

 приобретение нерезидентами объектов недвижимости, расположенных в Испании, чья стоимость превышает 3.005.060 евро, или, когда средства, направленные на инвестиции, происходят из оффшорных зон, независимо от их суммы.

Информация о большей части иностранных инвестиций сообщается после их осуществления. Уведомление должно быть сделано инвестором-нерезидентом Испании.

В отношении форм и срока осуществления инвестиций, декларирование должно производиться в течение одного месяца в случае компаний, капитал которых не котируется на бирже, филиалами зарубежных компаний, известных как иные формы инвестиций и недвижимого имущества. Инвестиции, связанные с оборотными ценными бумагами, должны декларироваться в соответствии с правилами, определенными для депозитарных учреждений и компаний, управляющих операциями с ценными бумагами.

В 2015 году были внесены изменения в Закон №14/2013 «О поддержке предпринимателей и их интернационализации». В результате открыты возможности по получению виз для других членов семьи инвестора, теперь к правам супругов и несовершеннолетних детей приравнивают и взрослых детей, не создавших еще свою семью и материально зависящих от родителей, а также родственников, которых обеспечивает инвестор.

Также регламентируется право инвесторов проживать и работать в Испании в течение всего периода действия резиденции. Внесены коррективы в период пребывания инвесторов на территории Испании: так, после их проживания в Испании 2 года, при условии сохранения инвестиций, появилась возможность получить вид на жительство сроком на 5 лет.

Валютное регулирование в Испании.

Испания является членом еврозоны с момента ее основания – с 1 января 2002 года. В этой связи использует на своей территории единую валюту - евро, а также выполняет обязательства по координированию своей экономической политики с Еврокомиссией и Европейским центральным банком.

В соответствии с директивами ЕС испанское законодательство в области валютного контроля претерпело значительные изменения в сторону либерализации. В настоящее время фактически отсутствуют какие-либо препятствия со стороны валютного контроля для ведения предпринимательской деятельности в Испании.

Правительство Испании пошло по твёрдому пути либерализации транзакций, осуществляемых со всеми государствами, независимо от их принадлежности к ЕС.

Сделки, коммерческая деятельность, платёжные переводы и операции между резидентами и нерезидентами, предполагающие или влекущие за собой получение денежных средств и осуществление платежей за рубеж, полностью либерализированы. Денежные перечисления из-за границы и заграницу, внесение изменений в данные банковского счета, изменение в финансовом положении должника или кредитора по отношению к зарубежным странам также пользуются преимуществами либерализации.

Таким образом, базовый принцип испанского валютного законодательства состоит во всеобщей либерализации движения капитала и внешнеэкономических транзакций.

Декларирование валютных операций обязательно только в следующих случаях:

a) ввоз и вывоз наличных денежных средств (банкноты и монеты) и банковских чеков на предъявителя в евро или любой другой валюте и в физическом выражении (сюда также относятся электронные платежные средства), если сумма превышает 10.000 евро на человека и на одну поездку;

б) перемещение внутри страны наличных денежных средств (банкноты и монеты) и банковских чеков на предъявителя в евро или любой другой валюте и в физическом выражении (сюда также относятся электронные платежные средства), если сумма превышает 100.000 евро.

Операции по получению платежей и совершению выплат между резидентами и нерезидентами, а также денежные перечисления из-за границы и заграницу могут совершаться свободно, если они осуществляются при посредничестве банка. Официально зарегистрированное предприятие только должно задекларировать данные по операции в компетентных органах государственной администрации и в Банке Испании.

Если сумма полученных платежей, совершенных выплат и перечислений составляет менее 50.000 евро, то процесс декларирования необязателен. При этом перечисление денежных средств заграницу не подлежит предварительным проверкам на предмет соответствия налоговому законодательству.

Дополнительно, в чисто информативных и статистических целях, физические и юридические лица-резиденты на территории Испании, совершающие транзакции с нерезидентами или имеющие активы и пассивы за рубежом, должны декларировать их в Банке Испании.

Частота уведомлений соответствует следующему порядку. Если суммы совершенных переводов за предыдущий год или если остатки средств по счетам активов и пассивов на 31 декабря предыдущего года:

- равны или превышают 300 млн. евро – уведомление один раз в месяц;

- равны или превышают 100 млн. евро – один раз в квартал;

- составляют менее 100 млн. евро – один раз в год.

Резиденты могут свободно открывать банковские счета в отделениях кредитных организаций, представленных за границей, так и в зарубежных банках. Для нерезидентов – содержание и открытие счетов в евро или других валютах в отделениях зарегистрированных учреждений, работающих в Испании, не подлежит ограничению.

Любые операции с наличными средствами физических и юридических лиц на сумму от 1000 евро могут проводиться только при удостоверении и подтверждении личности, что, прежде всего, относится к торговле в электронном виде и банковским переводам. Операции с наличными средствами на сумму свыше 2.500 евро запрещены.

Государственным регулятором банковской системы Испании является Центральный банк Испании (Banco de España), регулятором финансового рынка Испании является Национальная комиссия рынка ценных бумаг (Comisión Nacional del Mercado de Valores).

Регулирование особых экономических зон.

Единственной территорией в Испании, которой предоставлен статус особой экономической зоны (ОЭЗ), являются Канарские острова. Данный статус Канарские острова получили на основании Закона 19/1994 от 6 июля о внесении изменений в экономический и налоговый режим Канарских островов.

Предприятиям, ведущим экономическую деятельность на территории Канарских островов, предоставляется ряд налоговых льгот, которые направлены на возмещение неблагоприятных условий, вызванных островным положением и удаленностью от территории испанского полуострова. Главными задачами указанной ОЭЗ являются привлечение инвестиций на Канарские острова и развитие торгово-экономических отношений Испании со странами Евросоюза, Латинской Америки, Западной и Северной Африки.

Преимущества режима:

 налог на коммерческую деятельность (impuesto de sociedades) составляет 4%, а в остальных регионах Испании – 25%;

 налоги на переход права собственности (ITP - 7%) и на юридические акты (AJD – 0,5%) не взимаются, за исключением случаев расторжения договора либо оплаты векселями и денежными переводами;

 освобождение от уплаты главного косвенного налога Канарских островов (IGIC - 5%) в случае купли/продажи товаров/услуг между предприятиями, зарегистрированными в особой экономической зоне Канарских островов, а также при импорте товаров.

Зарегистрированные организации должны соблюдать следующие требования:

 создать на Канарских островах юридический адрес и фактически осуществлять деятельность предприятия, производство продукции, лицензирование интеллектуальной собственности, НИОКР, работу по схеме back-office;

 по меньшей мере, один из управляющих должен проживать на Канарских островах;

 в уставе в качестве основной деятельности должна быть указана производственная деятельность (любой вид производства, за исключением финансовой деятельности);

 создать минимум 5 рабочих мест в течение первых 6 месяцев с момента получения разрешения и, как минимум, поддерживать на этом уровне среднегодовое число штатных работников в течение периода пользования льготами режима;

 осуществить инвестиции в течение первых 2-х лет с момента получения разрешения на регистрацию предприятия, расположенного на островах Гран Канария или Тенерифе на сумму 100 тыс. евро и приобретение материальных и нематериальных основных фондов, полученных в районе действия, требуемых и используемых для ведения деятельности в этой зоне;

 сниженный корпоративный налог до уровня 4% является максимально возможным и применяется в случае создания предприятием не менее 50 рабочих мест.

Первоначальный срок действия режима Канарских островов установлен до 31.12.2019 года с последующим возможным продлением по решению ЕС.

Особенности таможенно-тарифного регулирования при импорте в Испанию.

ЕС обладает исключительной компетенцией в сфере регулирования таможенного дела. Внутреннее законодательство Испании разрабатывается в развитие таможенного законодательства ЕС. Основными документами в таможенной сфере ЕС являются Таможенный кодекс ЕС и Регламент по его применению.

1 мая 2016 вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕС и дополнительные правила, регулирующие различные таможенные процедуры. Таможенный кодекс ЕС предполагает ряд нововведений.

Прежде всего, они касаются:

 таможенных процедур: проведена модернизация системы таможенного оформления грузов в сторону сокращения таможенных процедур. Принятие решений таможенными органами ограничено сроком 4 месяца. Упразднены национальные системы штрафов – будет применяться только единая система санкций;

 уполномоченных экономических операторов: для них упрощены процедуры таможенного оформления и предоставления таможенных гарантий. На всей территории ЕС создан централизованный механизм оформления грузов. Такие же преференции будут распространяться и на не имеющих официального статуса уполномоченного экономического оператора участников внешнеэкономической деятельности, но которые отвечают критериям, применяемым к уполномоченным экономическим операторам;

 процедуры взимания таможенных штрафов, которые будут значительно упрощены и позволят избежать в определенных случаях нефинансовой ответственности за уменьшение размера таможенных платежей.

С 1 января 2014 года вступила в силу новая «Генеральная схема преференций» ЕС (Generalised Scheme of Preferences - GSP). Был пересмотрен перечень стран, которые пользуются преференциями по оплате ввозных пошлин при поставке товаров в страны ЕС. Россия, наряду с рядом других стран, была исключена из указанного перечня GSP в связи с ее отнесением Всемирным банком к категории стран со средним доходом.

Особенности таможенных процедур при импорте в Испанию.

Товары, которые ввозятся в Испанию из стран, не входящих в ЕС, должны проходить таможенное оформление. Товары, произведенные в других странах ЕС либо прошедшие там таможенное оформление, не подлежат повторному декларированию и не облагаются таможенными пошлинами и платежами.

Процесс таможенного оформления товаров в Испании передан специализированным таможенным агентам (agentes aduaneros), но возможна и подача декларации испанским импортером.

В рамках системы "SAFE" с 2011 года действует система контроля импорта (ICS), которая является частью программы eCustomer: все операторы обязаны заранее подавать общую въездную декларацию (ENS) в стране первого въезда/прибытия товара в ЕС для оценки рисков и исключения задержек в логистической цепи поставок.

Все товары, импортируемые в ЕС, должны быть задекларированы в таможенных органах соответствующего государства-члена посредством Единого административного документа (SAD), который является стандартной формой таможенной декларации на ввоз для всех членов ЕС. В зависимости от операции и типа импортируемых товаров, подаются также дополнительные документы, в частности, транспортный документ; счет-фактура; декларация таможенной стоимости; ветеринарные и фитосанитарные сертификаты и др.

При ввозе товара на территорию ЕС, в зависимости от страны происхождения, взимаются следующие виды платежей: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и другие сборы.

Подробную информацию о правилах ввоза в Испанию конкретного товара можно получить на сайте по коду ТН ВЭД:

http://ec.europa.eu/taxation_customs/dds2/taric/taric_consultation.jsp?Lang=en

Валютно-финансовое регулирование при импорте в Испанию.

Письменному декларированию подлежит ввоз/вывоз денежных средств на любых носителях на сумму равную либо превышающую 10.000 евро (декларация формы S1 на таможне). За невыполнение данной обязанности предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на сумму от 600 евро до двойного размера незадекларированной суммы.

Констатируя отсутствие прямых ограничений на осуществление валютно-денежных операций, испанское законодательство в определенных случаях требует от участников ВЭД обязательного декларирования переводов и платежей финансовых средств.

Подача декларации в Банк Испании необходима в случае: получения испанскими компаниями ссуд и внешних кредитов на сумму равную или превышающую 600.000 евро, а также предоставление либо получение от нерезидентов финансовых ссуд на сумму, равную или превышающую 3.000.000 евро.

Кроме того, после опубликования Регламента (UE) № 833/2014 о введении санкций в отношении России, испанские банки разослали своим клиентам предупреждение о том, что все банковские переводы в Россию, вне зависимости от суммы, подвергаются предварительной проверке. Клиент должен представлять подробные сведения о назначении и получателе платежа. Перевод осуществляется только после разрешения банка.

Рекомендации по доступу на рынок Испании. Общие положения по доступу на рынок.

По мнению экспертов, экономическая система Испании имеет целый ряд преимуществ, обусловливающих ее привлекательность как для экспорта товаров и услуг, так и для организации производства на территории страны.

По классификации «Doing Business 20175», Испания находится на 32-м месте в рейтинге по общему показателю ведения бизнеса среди 189 исследованных стран мира.

По показателю регистрации предприятий – 85-е место (в 2016 году было 79-е), по показателю получения разрешений на строительство – 113-е место (111-е), по показателю подключений к системе электроснабжения – 78-е место (71-е), по показателю регистрации собственности – 50-е место (50-е), по показателю получения кредитов –62-е место (60-е), по показателю налогообложения - 37-е место (45-е), по показателю обеспечения исполнения контрактов – 18-е место (25-е).

Положительно оцениваются такие факторы ведения бизнеса, как: достаточно низкие налоговые ставки, прозрачное налоговое регулирование, низкий уровень коррупции (в Испании развернута широкая антикоррупционная борьба), высокий уровень деловой этики, стабильность политической системы, низкий уровень инфляции, очень хорошее развитие инфраструктуры.

Несмотря на высокий уровень насыщения испанского рынка товарами как собственного производства, так и импортными, на нем сохраняются возможности для появления новых игроков и продвижения продукции зарубежных производителей, в т.ч. российских, при условии обеспечения конкурентоспособности продукции по качеству и по цене.

Важнейшими этапами работы по продвижению продукции на испанский рынок являются:

 проведение анализа рынка;

 обеспечение соответствия предлагаемой продукции европейским стандартам, получение необходимых сертификатов на продукцию;

 обеспечение маркировки СЕ, означающей, что товар прошел оценку соответствия требованиям европейских стандартов безопасности;

 проведение анализа материалов тендеров, объявляемых крупными компаниями Испании на предмет возможности участия в них, регистрация в качестве поставщика;

 участие в международных специализированных выставках-ярмарках, проводимых на территории Испании для оценки экспортного потенциала собственной продукции и поиска возможных партнеров;

 установление контактов с национальными объединениями предпринимателей с целью презентаций своей продукции, оценки ее соответствия критериям рынка;

 поиск партнеров, дистрибьюторских компаний и заключение соглашений с ними;

 открытие в случае необходимости представительств или дочерних компаний.

Организационно-правовые формы ведения коммерческой деятельности в Испании

В Испании практикуются следующие формы ведения предпринимательской деятельности:

 юридическое лицо с правом ведения предпринимательской деятельности,

 предприниматель с ограниченной ответственностью,

 отделение либо постоянное представительство иностранного юридического лица,

 партнерство с испанскими предпринимателями (cuenta en participación),

 совместное предприятие с испанскими акционерными обществами либо обществами с ограниченной ответственностью,

 временная ассоциация предприятий (unión temporal de empresas),

 дистрибьюторское соглашение,

 оперирование в качестве либо через агента,

 франшиза.

Самыми распространенными видами испанских предприятий являются общество с ограниченной ответственностью (Sociedad de responsabilidad limitada - S.L.) и акционерное общество (Sociedad anónima - S.A.).

В соответствии с законодательством Испании общество с ограниченной ответственностью - это учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, минимальный уставный капитал которого составляет 3 тыс. евро и разделён на доли.

Он должен быть полностью подписан и выплачен на момент регистрации общества. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Учредителю, для его регистрации, нет необходимости иметь вид на жительство в Испании. Офис компании может быть арендован либо приобретен в собственность. В настоящее время такие общества является наиболее распространенным среди МСП.

В рамках данной формы собственности выделяется особая юридическая форма общества с ограниченной ответственностью - общество с ограниченной ответственностью, новая компания (Sociedad Limitada Nueva Empresa (S.L.N.E.), предназначенная для создания малых и средних компаний на более выгодных условиях, которая была введена в 2003 году в соответствии с Законом 7/2003 от 1 апреля.

Отличительными особенностями данного вида общества являются:

 уставный капитал от 3 до 120 тыс. евро;

 количество участников (акционеров) на момент регистрации от 1 до 5;

 облегченная и ускоренная процедура регистрации до 2 рабочих дней посредством подготовки документов в электронной форме;

 название компании должно состоять из фамилии и имени первого по алфавиту учредителя и иметь аббревиатуру SLNE.

Для учреждения акционерного общества необходимо участие по крайней мере одного акционера, минимальный размер уставного капитала должен составлять 60 тыс. евро и разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Необходимо составить нотариальный акт и зарегистрировать его в Торговом Реестре с целью получения статуса юридического лица.

Капитал должен быть полностью подписан и выплачен, по крайней мере, четвёртая часть от номинальной стоимости каждой акции. Если выплата капитала осуществляется путём не денежного взноса, то срок выплаты не должен превышать пять лет. Управление акционерного общества состоит из общего собрания акционеров и органов управления.

Открытие представительств и дочерних/зависимых организаций в Испании.

Согласно испанскому законодательству, иностранная компания может открыть в Испании представительство или отделение (филиал).

Представительство иностранной компании в Испании не может осуществлять предпринимательскую деятельность, поэтому в данном случае особых требований к регистрации не установлено.

Отделение, не являясь юридическим лицом, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность от имени главной компании. Регистрация отделения требует составления нотариального акта и его регистрации в Торговом Реестре Испании. В нотариальном акте должно быть детально прописано, какова цель учреждения отделения в Испании, что в последствие определяет ограничения на осуществление некоторых операций.

Отделение должно иметь постоянный адрес и налогового представителя-резидента в Испании. Также требуется представлять подробный годовой отчёт об освоении отделением капиталовложений в Генеральное Управление торговли и инвестициями Испании.

Процедура регистрации предприятия в Испании.

1. направить запрос на регистрацию названия (подготовить 3 варианта в порядке предпочтения) в центральный офис Торгового реестра (Registro Mercantil Central) в Мадриде. Срок рассмотрения от 2-х недель;

2. подготовить и заверить у нотариуса устав юридического лица (escritura pública);

3. открыть счет в любом банковском учреждении Испании с размещением депозита в счет оплаты уставного капитала. После внесения депозита в испанский банк учредители компании обязаны направить в Реестр иностранных инвестиций при Министерстве экономики, промышленности и конкурентоспособности Испании соответствующую информацию о проведенных операциях;

4. запросить в налоговом органе (Agencia Tributaria) по местонахождению компании номер налоговой идентификации - Número de Identificación Fiscál (NIF);

5. оплатить налоги на имущественные сделки и правовые документированные акты (Impuesto sobre transmisiones patrimoniales - ITR и Impuesto sobre actos jurídicos documentados AJD) в размере 1% от величины уставного капитала. Возможно, потребуется уплата муниципальных налогов;

6. до истечения 2 месяцев с момента нотариальной заверки учредительных документов произвести регистрацию в Торговом реестре по месту нахождения компании.

Перед тем как предпринимать какие-либо действия по регистрации предприятия в Испании необходимо проконсультироваться с испанскими юристами относительно организационно-правовой формы юридического лица, лицензирования конкретной деятельности, налоговых обязательств.

Налогообложение предприятий с иностранным участием.

Испанская налоговая система является одной из самых современных и гибких в Европе, а высший испанский налоговый орган Государственное Налоговое Агентство – европейский лидер в плане технологического обеспечения. Все услуги предоставляются в электронном формате, в том числе заполнение деклараций.

Налоги в Испании взимаются в трех формах:

 налоги (impuestos),

 сборы и платежи (tasas),

 специальные налоги (contribuciones especiales),

Налоги взимаются на 3-х уровнях: центральном (правительство), региональном (автономные сообщества), местном. Налогообложение на Канарских островах, в Стране Басков и в Наварре обладает существенными отличиями.

Основными бюджетообразующими налогами на центральном уровне в Испании являются:

 налог на доход физических лиц – представляет около 40% от всех поступающих в казну налогов,

 налог на добавленную стоимость (НДС) составляет 28-30% от налоговых доходов бюджета,

 корпоративный налог – 12-14%,

 специальные налоги - 10-12 %.

На государственном уровне взимаются налоги на доходы физических лиц (IRPF). Доходы физических лиц в самом общем виде делятся на общие доходы и накопительные доходы, что имеет принципиальное значение, так как налоговые ставки устанавливаются в зависимости от принадлежности к этим двум группам доходов (от 24% до 45% - для общих доходов и 19-21% - для накопительных, в зависимости от объема накоплений). IRPF рассчитывается по прогрессивной ставке в 6 ступеней от 21% до 52%.

Большая его часть поступает в федеральный бюджет, меньшая – в автономный, поэтому в зависимости от провинции ставка может немного колебаться. Физические лица, имеющие один источник дохода ниже 22 тыс. евро в год, имеют право не подавать налоговую декларацию.

Всем остальным – обязательно подать декларацию до 20 июня, следующего за отчетным годом. Размер налога варьируется от многих факторов: от состава семьи, количества иждивенцев, выплат по ипотеке и т.п. Минимальными ставками налога облагаются все виды трудовой и профессиональной деятельности (в т.ч. фриланс).

Базовым аспектом налога на доходы физических лиц является постоянное место жительства. Под постоянным местом жительства подразумевается нахождение на территории Испании в течение периода, превышающего 183 дня в календарном году, и что налогоплательщик ведёт свою основную деятельность и имеет экономический интерес на территории Испании.

Большинство фирм и других юридических лиц – резидентов в Испании являются субъектами корпоративного налога. Предприятия и фирмы - резиденты уплачивают корпоративный налог, исчисляемый с общего дохода, включая зарубежные доходы резидентов. В сумму доходов включаются все поступления как результат деятельности, а также доходы, полученные от перехода активов.

Исключением из корпоративного налогообложения являются доходы, полученные от основных средств производства, необходимых для развития предпринимательской деятельности, если они вкладываются (реинвестируются) в аналогичные средства для достижения тех же целей.

Общая ставка, корпоративного налога составляет 25%. Отдельным законом регулируются налоговые ставки для кооперативов - 20% и для фирм с паевым инвестированием до 10%. Для предпринимателей применяется сниженная ставка 15% в течение 2-х лет с даты создания общества и при соблюдении необходимого требования – общество должно начать осуществлять экономическую деятельность. Доходы от капитала являются объектом налогообложения по ставке 35%.

Базовая налоговая ставка НДС, применяющаяся в отношении большинства товаров и услуг, составляет 21%. Пониженная ставка НДС используется при импорте товаров из стран ЕС, при оплате гостиничных, ресторанных и транспортных услуг, при импорте продуктов питания, и в ряде других случаев - 10%. Услуги культурно-просветительского характера (кино, театр, выставки) облагаются общей ставкой НДС.

Имеется также сверхнизкая ставка в 4%, применяемая к производству и реализации жизненно важных товаров: хлеба, муки, молока, сыра, яиц, фруктов и овощей, книг, газет и журналов (не содержащих рекламы), фармацевтических товаров, инвалидных колясок и протезов.

Система льгот и вычетов для инвесторов представлена на сайте: www.investinspain.org

Между Российской Федерацией и Испанией действует Соглашение об избежание двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 16 декабря 1998 года, которое распространяется на налоги на доходы и капитал, взимаемые от имени каждого договаривающегося государства или его политического, или административного подразделения или местного органа власти независимо от способа их взимания.

Информация о защите прав российских экспортеров в Испании.

Способы защиты прав экспортеров, урегулирования и разрешения коммерческих споров, порядок рассмотрения споров экономического характера.

В настоящий момент в Испании существует 3 способа разрешения коммерческих споров международного уровня: медиация; международный коммерческий арбитраж; судебное разбирательство.

В Испании медиация применяется нечасто. Правовой основой медиации является Закон 5/2012 от 6 июля о медиации по гражданским и предпринимательским делам. Суть процедуры заключается в том, что стороны сами договариваются о компромиссе, полностью контролируя процесс, а медиатор (посредник) помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору и приблизить к соглашению противоположные позиции.

Преимуществом медиации является быстрота и гибкость процесса, конфиденциальность и небольшие затраты. Данная процедура особенно подходит в тех случаях, когда стороны заинтересованы в продолжении деловых отношений, а также при определенных видах конфликтов, например, между соучредителями или партнерами "joint venture" в силу особой значимости конфиденциальности.

Международный коммерческий арбитраж является альтернативным способом урегулирования конфликтов. Правовой основой арбитража в Испании является Закон 60/2003 от 23 декабря об Арбитраже.

Признание иностранных арбитражных решений производится на основании Нью-Йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 1958 года.