Русская Испания


Судебная система Испании

 

Конституция 1978 г. включила в состав высших государственных учреждений страны Конституционный суд (Tribunal Constitucional).

Он решает вопрос о конституционности зако­нов и актов правительства, имеющих силу закона, разбирает конфликты по вопросам компетенции между государством и региональными автономными объединениями, а также жалобы отдельных лиц (физических и юридических) на нарушение их конституционных прав и свобод.

Обратиться в Конституци­онный суд может и судебный орган, если он в ходе процесса сочтет противоре­чащим Конституции подлежащий применению им закон. Решения Конститу­ционного суда, в том числе и признающие неконституционными законы или отдельные правовые нормы, имеют обязательную силу и обжалованию не под­лежат. 

Конституционный суд состоит из 12 членов. Они назначаются королем по предложению каждой из обеих палат (по четыре), правительства (двое) и генерального совета судебной власти (двое) из числа опытных судей и проку­роров, юристов — профессоров университетов, государственных служащих и адвокатов. Члены суда назначаются на девять лет (предусмотрена процедура обновления состава суда каждые три года на одну треть). Председатель назна­чается королем на три года по предложению членов суда.

В соответствии с конституцией в Испании действует система независимых судов. Юрисдикция военных судов в мирное время распространяется только на военнослужащих. 

Высшей судебной инстанцией является Верховный суд (Tribunal Superior de Justicia), в том числе и для судов региональных автономных объединений. Руководит им назначаемый Королем председатель. Систему судов Испа­нии возглавляет Верховный суд (Верховный трибунал юстиции).

Это высшая судебная инстанция в стране, в том числе и для судов региональных автоном­ных объединений. Верхов­ный суд состоит из шести палат, рассматривающих по первой инстанции гражданские и уголовные дела, прежде всего против высших чиновников и су­дей (палаты 1 и 2), жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов (па­латы 3 и 4), жалобы по административным спорам (палата 5) и трудовым кон­фликтам (палата 6). В составе каждой из палат —10—12 членов и председа­тель.

Верховный суд состоит из 6 палат:

1) по гражданским делам;

2) по уголовным делам;

3) по административным спорам;

4) по социальным делам;

5) по трудовым конфликтам;

6) военной.

Имеются также Особая палата и Палата по вопросам управления. В составе каждой из палат — 10—12 членов и председатель. 

Ниже Верховного суда находится Национальный суд (Audiencia Nacional) в составе пленума и 3 палат (по уголовным делам, административным спорам и социальным вопросам).

Коллегия по уголовным делам в первой инстанции рассматривает дела по обвинению в преступлениях против монарха, наследника Короны и высших органов и должностных лиц государства. Наряду с этим в ее компетенцию входит слушание дел, возбужденных по фактам фальшивомонетничества, крупных финансовых махинаций, контрабанды наркотиков и в отношении лиц, совершивших преступления за границей, а также вопросы экстрадиции.

В испанских автономных образованиях  действуют высшие суды правосудия (Audiencia Provincial). Они имеют в своем составе по 3 палаты — по гражданским и уголовным делам; по административным спорам; по социальным вопросам.

Эти суды расположены в больших городах (в Мадриде — 3 суда) и рассматривают, главным образом, жалобы на решения нижестоящих судов по гражданским и административным делам, а также по первой инстанции гражданские дела с большой суммой иска, споры по делам о патентах и торговых марках и др. Дела в них обычно слушаются коллегией из 5 судей.

Конституцией 1978 г. предусмотрено учреждение соответствующих апел­ляционных инстанций в существующих и вновь создаваемых автономных об­ластях.

Высшие территориальные суды имеются в каждом из 15 судебных округов страны (они не соответствуют общему административно-территориальному делению).

Эти суды расположены в больших городах (в Мадриде — три суда) и рассматривают, главным образом, жалобы на решения нижестоящих судов по гражданским и административным делам, а также по первой инстанции граж­данские дела с большой суммой иска, споры по делам о патентах и торговых марках и др. Дела в них обычно слушаются коллегией из пяти судей.

Высшие провинциальные суды (Audiencia Provincial) созданы во всех 50 провинциях страны (15 из них считаются палатами соответствующих высших территориальных су­дов). Они рассматривают в коллегиях из трех профессиональных судей либо дела о тяжких уголовных преступлениях в качестве судов первой инстанции, либо апелляционные жалобы на приговоры, вынесенные нижестоящими суда­ми по уголовным делам.

В 1988 г., согласно Органическому закону № 7, «в целях упрощения судеб ной процедуры по уголовным делам при соблюдении гарантий прав обвиняе­мого» была введена новая судебная инстанция — судьи по уголовным делам.

Эти судьи рассматривают единолично уголовные дела, за которые может был назначено наказание до шести лет лишения свободы (в ряде случаев допуска стоя и заочное разбирательство дела с согласия обвиняемого). В каждой провинции имеется, как правило, несколько судей по уголовным делам, а в Мадриде — несколько главных судей этой категории, полномочных рассматривая наиболее сложные дела в любой части Испании.

Следственные суды ведут дознание и следствие по уголовным делам, которые в дальнейшем передаются в провинциальные суды или суды по уголовным делам. Помимо этого они разбирают мелкие правонарушения и могут пересматривать решения мировых судей. В Мадриде действуют несколько центральных следственных судов, юрисдикция которых распространяется на всю Испанию.

В каждой провинции учреждаются также суды первой инстанции, совмещающие в себе функции следственных судов; суды по административным спорам; по социальным вопросам; пенитенциарные и по делам несовершеннолетних. Систему этих судов возглавляет Высший совет защиты несовершеннолетних в Мадриде. Согласно Закону 1980 г. о Высшем совете, апелляционные жалобы на решения судов по делам несовершеннолетних рассматриваются образуемыми им комиссиями в составе 7  профессиональных судей.

В тех муниципальных округах, где отсутствуют суды первой инстанции, назначаются мировые судьи, представляющие собой низшую судебную инстанцию. В отличие от других категорий судей, мировые судьи избираются сроком на 4 года Высшим судом правосудия данного   административного    сообщества.

Гражданские споры с относительно небольшой суммой иска и по некото­рым определенным категориям дел подлежат рассмотрению в судах первой ин­станции. Эти суды могут рассматривать и жалобы на решения мировых судей по гражданским делам.

Мировые судьи, представляющие собой низшую судебную инстанцию, рас­сматривают единолично основную массу мелких гражданских споров, а также дела о малозначительных уголовных преступлениях.

Суды присяжных были введены в Испании в 1886 г. для рассмотрения дел о тяжких уголовных преступлениях. В период фашистской диктатуры институт суда присяжных был отменен. Дела о преступлениях против личности, чести, свободы и безопасности человека, о должностных преступлениях и о поджоге ведет суд присяжных (Jurado Popular). 

Состав трибунала включает председательствующего профессионального судью, 9 присяжных заседателей и 2 запасных.

В конце 1970-х — 1980-х гг. была образована система хозяйственно-ад­министративных трибуналов. Ее возглавляет Центральный хозяйственно-ад­министративный трибунал, состоящий из председателя, 11 членов и генераль­ного секретаря.

Трибунал рассматривает по первой инстанции финансовые споры на крупные суммы и жалобы на постановления министерства экономи­ки и других центральных учреждений, а по второй инстанции — жалобы на по­становления нижестоящих судов — хозяйственно-административных трибуна­лов региональных автономных объединений и соответствующих трибуналов провинций.

Суды по делам несовершеннолетних, самостоятельные по отношению к общей системе судов, были созданы в 1918 г. Они имеются во всех провинци­ях. Коллегии судей или единоличные судьи рассматривают в них дела о право­нарушениях несовершеннолетних, а также споры по семейным вопросам.

Возглавляет систему этих судов Высший совет защиты несовершеннолетних в Мадриде. Согласно закону 1980 г. о Высшем совете, апелляционные жалобы на решения судов по делам несовершеннолетних рассматриваются образуемы­ми им комиссиями в составе семи профессиональных судей.

Конституция 1978 г. провозгласила принцип независимости и несменяе­мости судей (ст.117). Они назначаются на свои должности королем по реко­мендациям Генерального совета судебной власти, играющего важнейшую роль в управлении и контроле за деятельностью судов. В его состав входят предсе­датель Верховного суда (председатель Совета) и 20 членов, избираемых на пять лет судьями всех категорий из своей среды (12) и Кортесами из числа опытных адвокатов и других юристов (8).

Расследование по уголовным делам проводится судебной полицией, и прежде всего уполномоченными на то сотрудниками «гражданской гвардии». Расследование наиболее сложных уголовных дел осуществляют следственные судьи, которые входят в судейский корпус на равных правах с другими судьями, но не могут участвовать в разбирательстве расследованных ими дел.

Обвине­ние в судах поддерживается представителями прокуратуры, организованной по иерархическому принципу и возглавляемой Генеральным прокурором госу­дарства. Прокуроры могут выступать в судах и при рассмотрении гражданских дел «в защиту прав граждан и охраняемых законом общественных интересов» (ст.124 Конституции).

В Конституции провозглашено право всех граждан на судебную защиту, в том числе на бесплатную юридическую помощь по уголовным делам «для всех, кто не обладает средствами» (ст.119). В целом же процесс формирования судебной системы и ее основных институтов на базе новой Конституции еще не завершен.

Обвинение в судах поддерживается представителями Прокуратуры (Ministerio Fiscal), которая, в отличие от большинства западных стран, имеет статус конституционного института. Прокуратура действует в соответствии с принципами единства действий и иерархической соподчиненности, во главе с генеральным прокурором (Fiscal General). Последний назначается Королем по предложению Правительства.

В 1981 г. в Испании принят Закон о Народном защитнике (Defensor de Pueblo), который избирается на пять лет обеими палатами парламента и призван охранять прав. граждан от злоупотреблений со стороны административных органов. Институт народного защитника во многом напоминает функции омбудсмена в скандинавских странах.

Народный защитник со своими сотрудниками обязан рассле­довать обращенные к нему жалобы граждан на постановления властей и дей­ствия служащих. Он может просить Конституционный суд проверить конституционность того или иного акта, требовать от администрации отмены незаконных постановлений и распоряжений, обращаясь при необходимости за со действием в прокуратуру и суды. Народный защитник ответствен только перед Генеральными кортесами.

Высший контрольный орган финансовой отчетности и экономической деятельности государства - Счетный суд. Он подчиняется непосредственно Генеральным кортесам и осуществляет свои функции по поручению Кортесов при обсуждении и утверждении отчета о генеральном бюджете государства.  Помимо этого, Счетный суд направляет Генеральным кортесам ежегодный отчет, в котором при необходимости сообщает о допущенных, с его точки зрения, нарушениях и мерах ответственности.

Счетный суд состоит из 12 счетных советников, в число которых входит председатель, и прокурора. Счетные советники назначаются Генеральными кортесами — по шестеро Конгрессом депутатов и Сенатом — сроком на 9 лет. Председатель назначается королевским декретом сроком на 3 года. Члены Счетного суда независимы и несменяемы. Прокуратура Счетного суда состоит из назначаемого Правительством прокурора и двух прокурорских адвокатов и функционально подчинена генеральному прокурору.

 
Конституционный суд.

Учреждение Конституционного суда — указание на одну из примечательных тенденций развития Испании после франкист­ской диктатуры. Этот Суд воссоздает одну из традиций испан­ского государства — в период Второй республики в 1931—1936 гг. действовал Суд конституционных гарантий.

Учрежде­ние Конституционного суда было одобрено всеми членами Кортесов при выработке основного закона, за исключением коммунистов, которые, однако, не голосовали против этого института. Суд включает 12 членов, назначаемых Королем на 9 лет.

Третья часть состава Суда предлагается Конгрессом депутатов, третья —Сенатом, шестая — правительством и шестая — Гене­ральным советом судебной власти. Обе палаты Генеральных кортесов предлагают судей квалифицированным большинством в 3/5 своих членов с тем, чтобы получить достаточно большой консенсус среди членов и избежать назначения простым боль­шинством, которое поддерживает правительство.

Каждые три года состав Суда обновляется на одну треть. Девятилетний срок полномочий делает Суд достаточно стабильным органом, а об­новление по частям — предохраняет его состав и практику его работы от внезапные переориентаций и колебаний, какие могли бы быть при одновременной смене состава.

Состав Суда обладает высоким профессиональным уровнем, поскольку его членами могут быть члены судов и прокуроры, профессора университетов, должностные лица публичной ад­министрации и адвокаты, являющиеся компетентными юристами и работающие по своей профессии более пятнадцати лет.

Конституционный суд работает либо в пленарном порядке, когда заседают все судьи, либо по палатам, которых в составе Суда две, по шесть судей. В первом случае руководит заседанием либо председатель Суда, либо вице-председатель, либо назна­ченный старший по возраст/ член Суда. Во втором случае одной из палат руководит председатель Суда, а второй — вице-председа­тель. Возможно образование секций по два судьи в каждой.

На пленуме Суда рассматриваются ходатайства о неконституцион­ности актов, споры о компетенции между государством в целом и автономными сообществами, между самими автономными сообществами, между конституционными органами государства, проверяются условия для назначения членов самого Суда, споры о назначении членов в одну из палат Суда, об отводе членов Суда при рассмотрении дел, об окончании полномочий членов Суда, о принятии и изменении регламента Суда, любые вопросы о ком­петенции Суда по предложению его председателя или трех судей.

Палаты Суда рассматривают жалобы в порядке процедуры ампаро (применяемая главным образом в испаноязычных странах система рассмот­рения споров в связи с действиями властей, нарушающих права и свободы граждан, имеет различные формы. Конституционное ампаро ведет к рассмот­рению соответствия основному закону страны изданного акта.). Вопросы о допустимости рассмотрения жалобы на пленуме или в палатах могут разрешаться в секциях, включающих предсе­дателя или вице-председателя и двух судей.

Процедура в Суде построена на началах состязательное стороны представлены поверенными и адвокатами; исполнительная власть также представлена адвокатом при Суде. Процедура в Суде бесплатна. Решение принимается большинством голосе при равенстве голосов голос председателя дает перевес. Председатель и члены Суда могут иметь по делу особое мнение которое также публикуется в официальном органе государства Однако подробности голосования в Суде не подлежат огласке.

Конституционный суд обладает полномочиями в отношении международно-правовых норм, подлежащих включению во внутреннее право. Если международный договор содержит поло­жения, противоречащие конституции, то они не могут вступить в силу до того, как не будет пересмотрен основной закон.

Законно заключенные и официально опубликованные в Испании международные договоры составляют часть ее внутреннего права. О том, имеется ли противоречие международного до­говора основному закону. Конституционный суд может быть запрошен любой из палат Генеральных кортесов и правительст­вом. Возможен запрос и в отношении органического закона, разрешающего ратификацию международного договора.

Свою основную функцию контроля за конституционностью законов Суд выполняет только после их вступления в силу. Предварительный контроль за конституционностью был упразд­нен в 1985 г. Последующий контроль носит абстрактный харак­тер, т.е. осуществляется в отношении правовых норм и прово­дится по запросу председателя правительства, народного защит­ника, 50 депутатов или 50 сенаторов, коллегиальных органов исполнительной власти автономных сообществ и, в необходимых случаях, их ассамблей. Запрос подается в трехмесячный срок, считая со дня опубликования закона.

В деятельности Суда возможен и конкретный контроль за правовыми нормами; такой контроль возникает, когда ка­кой-либо судебный орган во время процесса установит, что применяемая им норма, от законности которой зависит вынесе­ние решения, противоречит конституции. В таком случае этот орган имеет право обратиться в Конституционный суд.

Если обращение судебного органа определяется как приемлемое для рассмотрения, то различные органы государства дают в этой связи свои заключения в 15-дневный срок. Однако стороны процесса в суде, обратившиеся в Конституционный суд, не имеют права доступа в последний.

Конституционный суд выносит решение в 15-дневный срок, хотя на практике указанные сроки не выдерживаются. Известны достаточно многочисленные случаи обращения судебных органов в Конституционный суд.

Конституционному суду принадлежит заметная роль в обеспечении прав граждан. Он применяет процедуру конституционного ампаро. Суд рассматривает нарушения прав и свобод граждан в результате принятия норм судебных юридических актов или распоряжений публичных служб государства, автономных сообществ и других юридических лиц, а также их аген­тов и чиновников.

Процедура ампаро в отношении законов не применяется. Иски ампаро в отношении актов и действий ад­министративных органов рассматриваются только по исчерпании возможностей обычного обжалования и в течение 20 дней после последнего решения при обжаловании в регулярный орган.

Ампаро также возможно и в отношении актов судебной власти, если эти акты прямо и непосредственно нарушают права и сво­боды, указанные в статьях 14-30 конституции и при условии, что обычные пути обжалования (апелляция или кассация) исчерпаны. В этом случае иски принимаются в 20-дневный срок со времени последнего решения.

При осуществлении процедуры ампаро в Конституционный суд может обращаться любой гражданин, чьи права и свободы нарушены, Народный защитник и прокуратура.

Свои полномочия Конституционный суд распространяет на всю территорию страны. Его решения имеют обязательную силу.

 
Судебная система

В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следу­ющим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость, ответственность и подчинение только закону.

Эти принципы реализованы в органическом законе о судебной власти от 1 июля 1985 г., в котором установлены судебные округа, компетенция соответствующих судебных органов и прокуратуры, статус судей и адвокатов.                     

Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены Совета назначается Королем на пять лет; по 10 членов предлагаются Конгрессом депутатов и Сенатом.

Каждая палата парламента избирает по 6 судей среди судей и магистратов всех категорий, а по четыре - среди прокуроров и других юристов, работающих по юридической специальности более 15 лет. В обязанности Гене­рального совета входит назначение, перемещение по должности судей и магистратов, регулирование их административного ста­туса и дисциплинарных отношений.

Совет также предлагает Королю для назначения кандидатуру председателя Верховного суда. Судебные округа распределяются в соответствии с полити­ко-административным делением территории; каждый округ включает один или несколько муниципалитетов, входящих в одну провинцию.

На вершине судебной иерархии находится Верховный суд, обладающий всей полнотой судебной власти, за исключением той, которая отнесена к ведению Конституционного суда.

Суд включает шесть палат, рассматривающих соответственно гражданские, уголовные, административные, социальные и тру­довые дела, а также дела о военных преступлениях. Палаты включают от 7 (военная) до 12 (гражданско-правовая) — судей. Например, палата по гражданским делам рассматривает в кас­сационном порядке дела Высокого суда на сумму свыше 3 млн. испанских песет.

Судами более низкого уровня являются — Национальный высокий суд, сос­тоящий из шести палат. Его уголовная палата рассматривает по первой инстанции дела высших должностных лиц государства. Высокие суды автономных сообществ  обладают компетенцией в граждан­ско-правовой, уголовной, административно-правовой и социаль­ной сфере.

Они включают по несколько палат. Ниже следуют провинциальные суды, учреждаемые в каждой из 50 провинций и разбирающие гражданские и уголов­ные дела.

Еще ниже идут суды первой инстанции, муниципальные суды и мировые суды. В каждой провинции учреждены: административный суд, суд по контролю за местами лишения свободы и суд по делам несовершеннолетних.

Во главе прокуратуры находится генеральный прокурор, назначаемый Королем по предложению правительства и по получении консультации Генерального совета судебной власти. В задачи прокуратуры входит наблюдение за законностью, за со­блюдением прав и свобод граждан и охраняемых законом об­щественных интересов.

Прокуратура осуществляет свои функ­ции через свои органы на основе принципов единства своих действий, иерархии, подчинения закону и независимо от влияния политических партий.

По уголовным делам прокуратура поддер­живает обвинение и гражданские иски. Прокуратура действует при Верховном суде, при Конституционном суде и высоких судах.