Русская Испания





Что изменил новый закон

в правах иммигрантов в Испании?



ВНЖ в Испании: легализация по оседлости отменяется


Россиянам, которые озадачены вопросом "как получить вид на жительство в Испании?", необходимо знать о том, что испанские власти намерены изменить существующую практику получения вида на жительство по причине оседлости.
 
Президентом Национальной Комиссии по иммиграции Рафаэлем Эрнандом было сделано заявление, согласно которому Народная Партия будет настаивать на запрещении этой возможности легализации для незаконных иммигрантов.
 
Сейчас представители партии работают над внесением изменений в статьи 123-130 в Королевском Декрете за 2011 год. Эрнандо подтвердил, что в случае принятия этой поправки, получение вида на жительство в Испании по причине оседлости возможно будет только в виде исключения.
 
Ранее, по данным статистики, в 2011 году ВНЖ в Испании по оседлости получили 70 тысяч иммигрантов, что крайне недопустимо в современных условиях кризиса при высоком уровне безработицы.
 
Испанское правительство предлагает заменить существующую практику легализации правового статуса иммигрантов по оседлости на получение временной визы для поиска работы. Этот разрешительный документ будет обязательным для первоначального пребывания иммигранта в стране с последующей легализацией его правового статуса.
 
Принятие законопроекта сделает невозможным применение существующей схемы въезда в страну незаконных иммигрантов.

Согласно этой схеме в Испанию въезжали под видом туристов и затем оставались в стране без законных оснований десятки тысяч человек. После нескольких лет проживания в Испании, они могли претендовать на легализацию своего правового статуса.
 
Данными мерам власти Испании пытаются упорядочить массовый приток незаконных иммигрантов в страну и остановить рост безработицы.




Испания сделала иммиграцию своей национальной политикой не так давно – в 1990-х годах, как раз в тот момент, когда главные центры притяжения иммигрантов – Германия, Франция, Швейцария – закрыли свои границы для массового въезда иностранцев.

С тех пор народная тропа желающих обосноваться в солнечной Испании не зарастает.

В настоящее время страна принимает около 25 % всех иммигрантов, въезжающих на территорию объединенной Европы, а их доля от общего населения составляет около 10 %.

По объемам ежегодного притока иммигрантов Испания занимает лидирующее место в Европе и второе в мире, уступая лишь такой традиционной иммигрантской Мекке, как США.

Такое положение вещей объясняется иммиграционным законодательством Испании, предусматривающим большое количество «пряников» и для легальных, и для нелегальных иммигрантов.

Одними из самых привлекательных бонусов для легальных иммигрантов является возможность продления рабочей визы (и, следовательно, первичного вида на жительство Испании), а также возможность нахождения на территории страны и по истечении рабочего контракта с целью нахождения новой работы.

Кроме того, несомненным плюсом иммиграционной политики Испании является возможность воссоединения с семьей после годичного легального пребывания в стране.

Это особенно ценно в свете нового иммиграционного закона, на основании которого приглашенный супруг, а также дети старше 16 лет автоматически получают право на работу.

Большим плюсом иммиграционной политики Испании является работа по интеграции иммигрантов в социум.

С этой целью правительством выделяются крупные суммы на строительство социального жилья для мигрантов, а также на образовательные программы.

В частности, каждый ребенок-иммигрант, не достигший совершеннолетнего возраста, помимо обучения в сети специальных подготовительных центров для детей-иммигрантов, имеет право на получение бесплатного среднего образования.

Особое отношение наблюдается к выходцам из мусульманских стран: согласно трудовому законодательству Испании, мусульмане имеют право заменить часть общенациональных испанских праздников выходными, связанными с религиозными обычаями.

Большое внимание уделяется защите прав и здоровья женщин-иммигранток. С этой целью были внесены изменения в закон об иммиграционной политике Испании, предусматривающие разработку плана по защите иммигранток от побоев и предоставление им права на работу.

Отношение испанских властей к нелегальным иммигрантам также отличается большой лояльностью. Среди них даже бытовало мнение о том, что для получения легализующих документов достаточно въехать в страну и продержаться здесь пару лет.

Поддержанию такой уверенности способствуют частые амнистии (последняя из них – пятая по счету – прошла в 2005 году и легализовала более полумиллиона нелегальных мигрантов), а также многочисленные программы поддержки нелегалов.

Последние включают в себя наличие социальных центров (ночлежек), предоставление права принимать участие в объединениях, вступать в профсоюзы, ассоциации, участвовать в забастовках и манифестациях.

В случае необходимости нелегальные мигранты могут рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь. Дети-нелегалы, наравне с остальными детьми, имеют право на получение бесплатного среднего образования.

Подобное отношение к нелегальным мигрантам дает свои плоды. В результате легализации государственная казна начинает получать дополнительные подоходные налоги, что в свою очередь позволяет Испании избегать проблем с пенсионным обеспечением.

Последняя редакция иммиграционного закона Испании с одной стороны ужесточает санкции за нарушение иммиграционного режима (по большей части это касается работодателей, нанимающих иммигрантов на основании «липовых» контрактов, а также лиц, заключающих фиктивные браки с целью иммиграции в Испанию ), а с другой – предусматривает для нелегалов ряд льгот.

В частности, если задержанный вернется на родину в срок от 1 недели до 1 месяца добровольно и за свой счет, то в дальнейшем он получит возможность избежать пятилетнего запрета на въезд в Испанию (ранее этот срок составлял 10 лет).

Что касается легальных иммигрантов, которые «не прижились» в Испании, то им предоставлена возможность вернуться на родину за счет испанского государства. Более того, предусмотрены даже выплаты суточных и «подъемных» для всех членов семьи.

Несмотря на всестороннюю поддержку иммигрантов, в последнее время наблюдается тенденция к искусственному сокращению их потока, что связано с охватившим Испанию финансовым кризисом и ростом безработицы.

Следствием этих процессов стало приостановление с начала 2009 года выдачи рабочих виз для иностранцев, претендующих на низкооплачиваемые вакансии.

В противовес этому разрабатывается программа привлечения в страну высококвалифицированных кадров на основании «голубой визы» (аналог американской грин карты).



Принципиальные новшества законодательства в двух словах:

Изменения внесены в 52 статьи закона, который всего включает в себя 71 статью. Общий смысл изменений, как ни печально, ужесточение иммиграционной политики.

Изменятся права иностранцев на воссоединение семьи; с 40 до 70 дней будет продлен срок содержания нелегальных иммигрантов под стражей; нелегалам будет гарантирована бесплатная юридическая помощь, право на получение образования, участие в общественной жизни и общественный контроль над центрами содержания нелегалов.

Подробнее об этих и других нововведениях:


    * Из-за сложностей в оформлении репатриации нелегальных иммигрантов, срок содержания их под стражей будет продлен с нынешних 40 дней до 60 дней с правом продления его еще на 10 дней по решению суда.

    * Право на воссоединение семьи останется у иммигрантов, легально проживших в Испании более года. Так было и ранее, но теперь членами семьи будут считаться не только супруги и их дети младше 18 лет, включая детей от предыдущих браков, но и официально зарегистрированные сожители (pareja de hecho). Ограничивается возможность иммигрантов вызвать к себе в Испанию своих родителей. Теперь такое право будут иметь только иностранцы, прожившие в Испании более 5 лет, причем возраст родителей должен быть не моложе 65 лет (в Испании это пенсионный возраст).

    * Достигшие 16-летнего возраста дети и воссоединяемые супруги будут автоматически получать право на работу, которого предыдущее законодательство не давало.

    * Увеличатся санкции за нарушения иммиграционного законодательства: за легкие – с 300 до 500 евро; за средней тяжести – с 6000 до 10000 евро; за тяжкие – с 60000 до 100000 евро.

    * Нелегальная работа. Предприниматели, использующие труд нелегалов, отныне должны будут, кроме уплаты штрафа, произвести оплату репатриации. Фиктивные работодатели, то есть, оформляющие с иностранцем трудовой контракт исключительно с целью легализации последнего, без реального трудоустройства, будут подвергаться штрафу от 10001 до 100000 евро за каждый фиктивный контракт.

    * Фиктивные браки, оформленные с той же целью, повлекут за собой штраф в тех же размерах, – от 10001 до 100000 евро.

    * Экстрадиция (депортация). Экстрадиция нелегалов теперь будет сопровождаться запретом на въезд в страну на 5 лет вместо нынешних 10 лет. Задержанным нелегалам теперь будет предоставляться возможность избежать запрета на въезд в Испанию, если они после задержания добровольно и за свой счет покинут страну. На это суд будет давать от 1 недели до 1 месяца.

    * Становится возможным контроль аккредитованных общественных организаций за содержанием нелегальных иммигрантов в лагерях для интернируемых (Centros de Internamiento).

    * Нелегалы получают право на участие в объединениях, профсоюзах, ассоциациях, забастовках и манифестациях.

    * Нелегалы моложе 18 лет получают право на бесплатное образование. Доныне разрешалось обучение до уровня ESO.

    * Нелегалы получат право на бесплатную юридическую помощь. Ранее такое право было только у легальных иммигрантов.



Так почему же именно Испания стала в наши дни основным центром притяжения для иммигрантов из разных частей света?


Ответ на этот вопрос следует искать, прежде всего, в испанском иммиграционном законодательстве, являющимся в целом весьма привлекательным для иностранцев.

Особенно «сильными» сторонами испанского Закона об иностранцах, с точки зрения респондентов, являются следующие: возможность продления рабочей визы (следовательно, первичного вида на жительство Испании), а также возможность нахождения на территории страны и по истечении рабочего контракта с целью нахождения новой работы.

Кроме того, несомненным плюсом иммиграционной политики Испании является возможность воссоединения с семьей после годичного легального пребывания в стране.

Это особенно ценно в свете нового иммиграционного закона, на основании которого приглашенный супруг, а также дети старше 16 лет автоматически получают право на работу.



А теперь поговорим о новом иммиграционном законе, точнее, о Регламенте к нему.


«Ложно утверждение, что новый закон осложняет жизнь иммигрантов в Испании. Он упорядочивает миграционные потоки.

Уважение к странам, выходцы из которых перебираются на жительство в Испанию, не означает, что наши границы должны быть открыты», – заявил сеньор Корбачо, уже бывший Министр Труда.


Суть претензий к объединениям иммигрантам, по существу, является обвинением в незнании ими закона, который они яростно критикуют.

В частности, в последние месяцы прошли многочисленные акции протеста, которые требовали от властей отменить запрет на прописку (empadronamiento) нелегальных иммигрантов в Испании.

Прописка является необходимым условием легализации в стране по признакам оседлости после 3 лет нелегального – без вида на жительство – пребывания на её территории.


«Законом с самого начала, со стадии законопроекта, не был предусмотрен запрет на регистрацию нелегалов по месту нелегального жительства в Испании», – заявил Селестино Корбачо.

Последняя редакция иммиграционного закона Испании от 12 Декабря 2009 года, с одной стороны, ужесточает санкции за нарушение иммиграционного режима (по большей части это касается работодателей, нанимающих на работу иммигрантов на основании «купленных» контрактов, а также лиц, заключающих фиктивные браки с целью иммиграции в Испанию), а с другой – предусматривает для нелегалов ряд льгот.

В частности, если задержанный вернется на родину в срок от 1 недели до 1 месяца добровольно и за свой счет, то в дальнейшем он получит возможность избежать пятилетнего запрета на въезд в Испанию (ранее этот срок составлял 10 лет).

Что касается легальных иммигрантов, которые «не прижились» в Испании, то им предоставлена возможность вернуться на родину за счет испанского государства.

Всем желающим добровольно возвратиться на свою Родину, будут возвращены их выплаты в Социальное Страхование.

Более того, предусмотрены даже выплаты суточных и «подъемных» для всех членов семьи.


Срок публикации Регламента к новому закону об иммигрантах 2/2009 истек 12 июня, ровно через полгода после принятия закона, состоявшегося 12 декабря 2009 года.


Так кому и зачем нужен Регламент?


В первую очередь, его ждут главные действующие лица иммиграционного законодательства – проживающие в Испании иммигранты и те, кто собирается переехать в эту страну.

В результате политического торга с региональными властями относительно голосования, правительство вынуждено было уступить представителям разных фракций ряд полномочий центральной власти руководству автономных областей.

В частности, предоставление иностранцам права на работу и проживание в Испании (permiso de residencia y trabajo) теперь будет разделено на две части: выдача права на проживание останется за Мадридом и его представительствами на местах, а оформление разрешения на работу отойдет к региональной власти.


Также «внедритель» нового закона Министерство Труда и Иммиграции вынуждено было уступить Валенсии и Барселоне, как столицам автономий, право на приглашение иностранцев на работу, минуя разрешение из Мадрида, куда теперь должны будут идти только копии соответствующих документов для информирования и статистического учета.

В Extranjeria  есть специальная таблица минимального достатка кормильца для разного состава семьи. И так по каждому региону, «кто в лес, кто по дрова».

Этой неразберихе и этому разнобою скоро должен прийти конец. Новый закон 2/2009 пообещал, что в новом регламенте будет оговорен единый для всех регионов критерий достаточных средств для проживания.

Среди иммигрантов выхода в свет нового регламента ждали многие. В их числе высококвалифицированные специалисты, права которых должны быть существенно расширены, – вплоть до возможности трудоустраиваться в других странах ЕС без потери испанской авторизации. Но, в первую очередь, это иммигранты, планирующие воссоединение с семей.

До выхода в свет нового закона у тех, кто воссоединился в мужем (женой), имеющим гражданство Испании или другой страны Евросоюза, были льготы при перевозе в Испанию своих родителей.

12 декабря закон 2/2009 положил конец этим льготам с оговоркой: «Регламентом могут быть установлены более благоприятные условия воссоединения семей для граждан Испании».

С учетом того, что брачная иммиграция составляет среди женщин в возрастной категории 30-40 лет около 15% от общего иммиграционного потока, ожидающих обещанного благоприятствования набирается около 10 тысяч человек.


Воссоединяющимся в общем режиме, то есть, без брака с европейцами, новый регламент обозначил четкие границы «средств, достаточных для содержания иждивенцев».

До сих пор в этом вопросе в целом по Испании наблюдался, так сказать, «разброд и шатание».

Каждый иммиграционный офис имеет собственные критерии достаточности, которые, к тому же, постоянно меняются. В итоге – отказы в предоставлении вида на жительство членам семей, выбравших неправильный ориентир.


Та же неопределенность в «достаточных средствах» путает карты и у тех, кто собирается в Испании не работать, а жить за счет поступлений из-за границы: пенсий, регулярных дивидендов по акциям, арендной платы за сдаваемую дома, недвижимость и так далее (резиденция категории no laboral). Ожидаемый регламент должен внести ясность в эту и в целый ряд других иммиграционных процедур.

Первая радостная новость заключается в том, что, согласно новому Регламенту, к трудовым иммигрантам в сложные времена на трудовом рынке Испании не будет применяться требование обязательной минимальной отработки, которая по старому регламенту составляла 6 месяцев, а в особых случаях снижена до 3 месяцев в году.

В административном порядке во многих иммиграционных офисах уже разрешена отработка не с жестким исполнением по каждому году, а «в среднем за 2 года», то есть с покрытием недоработки одного года переработкой другого.


Вторая радостная новость заключается в том, что новым Регламентом будут введены серьезные послабления по воссоединению семей испанцев.

Закон 2/2009 требует для воссоединения родителей не европейцев с детьми (а также зятьями, невестками), имеющими гражданство одной из стран ЕС, достижения минимального возраста 65 лет.

Новый Закон отменил это возрастное ограничение для воссоединяющих испанцев.


Есть еще приятные события, происходящие не столько на бумаге, сколько на практике.

Продлить рабочую резиденцию в Испании будет проще. Новшества продиктованы правительству катастрофическим положением на рынке труда.

Безработица перешагнула 20%-ный рубеж согласно расчету, произведенному по всему трудоспособному населению страны.

Среди иммигрантов без официальной работы скитаются под палящим испанским солнцем более 1/3 от общей численности иностранцев, имеющих право на труд.


Теперь о главном: рабочая резиденция стала не такой уж и рабочей. Продлить её можно и вовсе не имея отработки.

Для тех, кого срок обновления резиденции застал с нулевым – или практически нулевым – стажем, теперь допускается вместо отработки, а заодно и вместо нового трудового контракта, предъявить комплект документов, аналогичный тому, что предъявляется по воссоединению семьи.

Логика проста: никто из «отказников» не складывает чемоданы и не уезжает на родину, особенно если в Испании легально проживает семья.

Люди в большинстве обжалуют отказ, чтобы выиграть время и параллельно начинают процедуру повторной легализации, кто по оседлости, кто по воссоединению семьи.

Это дает и без того загруженным иммиграционным офисам дополнительную нагрузку.

Меньшинство переходит на нелегальное положение, пользуясь при этом бесплатным медицинским обслуживанием и бесплатным образованием для детей.

Опять потери казне...
однако...